Тенденции внедрения современных информационных технологий в процесс обучения наиболее развитых стран показывают, что в настоящее время происходит процесс кардинальных изменений в системе образования. Происходит переоснащение учебных заведений в соответствии с современными требованиями качества обучения. Одной из ведущих задач, которые стоят перед преподавателями и работниками ВУЗов, является не только внедрение системы дистанционного образования, но и обеспечение благоприятного воздействия новых технологий на образовательный процесс, т.е. необходимость развития сильных сторон и минимизация отрицательных.
Современное информационное общество предъявляет требования к системе образования, основные из которых можно сформулировать так:
- Умение самостоятельно находить, накапливать и переосмысливать научные знания;
- Умение учащихся самостоятельно ориентироваться в современном информационном обществе;
- Качество внедрения и применения дистанционного образования можно оценивать с помощью таких показателей как:
- Результативность (степень усвояемости знаний, возможность применять накопленные знания на практике, успеваемость);
- Ресурсоёмкость (финансовые затраты, материальные ресурсы, аудитории, преподаватели и т.д.);
- Оперативность (время на усвоение знаний, донесения до студентов и т.д.);
Всё вышеперечисленное можно отнести к показателям эффективности процесса дистанционного обучения.
В настоящее время можно выделить и несколько отрицательных сторон, с которыми можно столкнуться в процессе внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
- Человеческий фактор играет немаловажную роль в процессе обучения, т.к. преподаватель, при непосредственном контакте с обучаемым, может передавать и прививать определённый ряд навыков, а при дистанционном образовании он полностью или частично исчезает;
- Существующие до этого методы обучения плохо сочетаются с новыми технологиями, а большинство методических и учебных материалов не подходят для дистанционного обучения;
- По некоторым специальностям обучаться дистанционно невозможно, поскольку некоторые дисциплины предполагают наличия сложных лабораторных практикумов, проводящихся под контролем преподавателя.
- Отсутствие навыков работы с информационными технологиями у многих преподавателей. В связи с этим возникают трудности с подготовкой учебного материала, подходящего для использования при дистанционном образовании.
- Затраты на обучение преподавателей современным информационным технологиям, а так же финансовые затраты ВУЗа на приобретение необходимого технического оснащения.
- Необходимость стандартизации требований к предоставляемым учебным материалам, необходимым при дистанционном обучении.
Так же одной из проблем, возникающих при внедрении дистанционной формы обучения, является контроль за наличием знаний у обучающихся. Нет полной гарантии, что обучающийся самостоятельно выполняет те или иные задания, необходимые для усвоения дисциплины и подтверждающие наличие знаний. Частичным решением этой проблемы является контроль в режиме on-line, либо использование технологий смешанного обучения.
Несмотря на все экономические и социальные проблемы, дистанционное образование в России набирает силу. В перспективность, жизненность дистанционного обучения и адекватность его (по отношению к устоявшимся традиционным формам) сегодня поверили не только коллективы наиболее прогрессивных вузов страны, но и сами студенты, среди которых становиться всё больше приверженцев данной формы обучения.
Подводя итог сказанному, несмотря на все отрицательные стороны дистанционного образования, хочется выразить надежду на внедрение существующих информационных технологий в учебный процесс ВУЗов и развитие новых технологий более совершенных по форме и адаптированных к российским условиям.