На протяжении многих лет проблема негативного влияния отходов на окружающую среду в г. Сочи остается актуальной и требует комплексного подхода. В настоящее время в городе нет эффективной системы управления отходами, т.е. комплексной системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, образующихся в процессе работы предприятий и ТБО от населения.
В результате сложилась ситуация, при которой образующиеся отходы накапливаются на территории предприятий, на несанкционированных свалках, засыпаются мусором зеленые зоны, прилегающие к городской черте, лесопарковые территории и полосы отвода федеральных автомобильных и железнодорожных сообщений.
Ежегодно в г. Сочи образуется более 240тыс. т/год твердых бытовых отходов, которые размещаются на двух свалках ТБО - в Лазаревском (пос. Лоо) и Адлерском районах. Эти свалки исчерпали свои ресурсы, поскольку свалка в Лазаревском районе действует более 30-ти лет, а в Адлерском районе уже более 60-ти лет. Свалки наносят существенный экологический ущерб. Навагинский полигон ТБО в Центральном районе закрыт, но не рекультивирован и продолжает оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Практически не учтены и не обезврежены множество стихийных свалок в сельских населенных пунктах. По косвенным данным, объемы твердых отходов на стихийных свалках достигают 50% от общегородских отходов.
Объемы ТБО постоянно возрастают в связи ростом численности населения и отдыхающих. Морфологический состав ТБО меняется и усложняется вследствие увеличения доли упаковочных материалов. Используемые технологии по сбору, хранению и утилизации ТБО устарели и неадекватны природно-климатическим условиям территории и курортно-рекреационным требованиям.
Фактически узаконенное расположение полигонов противоречит ст. 12 пункт 5 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.57 пункт 2, ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещающих размещение, складирование и захоронение отходов на территориях поселений, лечебно-курортных, лечебно - оздоровительных и водоохранных зонах.
В 1984г. в г. Сочи был введен в эксплуатацию мусоросжигательный завод (МСЗ), производительностью 100 тыс. тн/год ТБО. Проектом завода не предусматривалось предварительная сортировка отходов и подготовка их для сжигания, а также сооружения для очистки дымовых газов от вредных веществ. В 1991 завод по требованию природоохранных органов и выходом из строя основного технологического оборудования, был зарыт. Расположение МСЗ не учитывало «розу ветров» района, так, что его выбросы были направлены на жилые районы. В результате по-прежнему накапливается на полигонах ТБО, которые по сути своей являются свалками. Природно-климатические условия Сочи не позволяют обеспечить экологически безопасную утилизацию на полигонах ТБО.
На сегодняшний день в городе отсутствует селективный сбор отходов и комплексная система управления отходами, что помогло бы значительно уменьшить объемы отходов, поступающих на свалки. В настоящее время нет единого мнения о решении проблемы утилизации отходов в городе. Продолжающиеся в течении многих лет дискуссии по этому поводу не привели к положительному результату. Основная причина - отсутствие эффективного управления.
Дальнейшие работы по обращению с отходами должны осуществляется на основе разработанной концепции комплексного управления отходами в г. Б.Сочи, частью которой должны стать генеральная схема очистки города, селективный сбор отходов и мусоросортировка. На ее основе в Сочи должны проводиться все дальнейшие мероприятия. Предлагаемые инвестиционные проекты по утилизации отходов должны проходить через процедуру экологического аудита. Это позволит в дальнейшем принимать обоснованные и последовательные решения, избежать дублирование и неэффективное использование средств и уменьшит экологические риски.