Мировое торговое сообщество не желает иметь в своих рядах государство, которое по данным независимых экспертов, занимает 3-е место после Китая и Болгарии по продажам контрафактной продукции. Только на рынке программ для ЭВМ и аудио-видео продукции ежегодный ущерб, наносимый нашему государству, составляет 300 млн.$.
Несмотря на актуальность этих проблем, в нашей стране ощущается нехватка специалистов в сфере интеллектуальной собственности, особенно юристов. Есть пробелы в законодательной базе, например, отсутствие в Патентном Законе статьи за нарушение прав патентовладельцев с четкими обозначениями санкций за различные виды нарушений. О какой законобоязни можно вести речь, если за незаконное использование чужого товарного знака, причинившее крупный материальный ущерб его владельцу, согласно ст. 180 УК РФ одним из наказаний предусмотрен штраф до 120 тыс. рублей? Это при миллионных прибылях, получаемых от продаж контрафакта! Незнание современного законодательства, своих прав учеными и разработчиками, а также укоренившееся в их сознании мнение, о невозможности защиты в судах, привело к сложившейся в настоящий момент кризисной ситуации в области интеллектуальной собственности.
Перейдя к рыночной экономике, Россия реформировала правовую базу в области интеллектуальной деятельности, предоставив благоприятные условия развитию науки и техники.
Все современные законы по охране интеллектуальной собственности, принятые за период 1992-1995 гг. были разработаны на основании международных Конвенций, а с 2003-2005 гг. были существенно дополнены и изменены.
Современная доктрина права интеллектуальной собственности признает двойственную природу прав субъектов: личные неимущественные и имущественные исключительные права, причем правом на результаты творческой деятельности обладают не только правообладатели, но и их наследники или правопреемники.
Расширение правовых знаний правовладельцев и правопреемников является темой отдельных учебных семинаров.