До недавних пор Россия (а раньше СССР) занимала одно из ведущих в мире позиций в выпуске металлического магния - одного из основных компонентов авиационных сплавов. Однако в последние годы в связи с пуском в Китае более 40 заводов по производству магния и все возрастающей конкуренцией доля России в мировом выпуске магния снизилась и к 2006 г. не превышает 5%, а общий объем производства магния не превышал 45-50 тыс. тонн/год.
В октябре 2006 г. на одном из калийных предприятий Верхнекамья произошла авария техногенного характера, что привело к затоплению одной из шахт, являющейся единственным поставщиком карналлита для корпорации ВСМПО-АВИСМА (г. Березники, Пермский край) - одного из двух российских производителей магния.
Это в конечном итоге привело к тому, что был поставлен вопрос о существенном сокращении и даже прекращении выпуска на предприятии магния и его закупке (для собственных нужд титанового производства) в Китае.
В данных условиях с особой остротой встает вопрос о сырьевой базе исходного сырья - карналлита - для предотвращения остановки, а в последующем увеличении выпуска отечественного магния для нужд авиационной промышленности.
Традиционная технология получения магния в России основана на электролизе обезвоженного карналлита (MgCl2·KCl), при этом исходный карналлит (MgCl2·KCl·6H2O) добывается шахтным методом на ОАО «Уралкалий» (г. Березники, Пермский край) (до октября 2006 г.) и ОАО «Сильвинит» (г. Соликамск, Пермский край). Данный метод является хорошо освоенным и привычным, но, тем не менее, имеет ряд существенных недостатков, главным из которых в настоящее время является отсутствие у ОАО «Сильвинит» требуемых мощностей по добыче карналлита.
С другой стороны, строительство новой шахты для обеспечения потребностей корпорации ВСМПО-АВИСМА в карналлите требует значительных материальных и капитальных затрат и предполагает весьма длительный срок ее освоения.
Для выхода из этого критического положения ПРЕДЛАГАЕТСЯ перейти от шахтного метода добычи карналлита к его подземному выщелачиванию с последующей очисткой получаемого рассола и распылительной сушкой, далее обезвоживанием и электролизом согласно существующей технологии.
Оценочные расчеты показывают, что при таком методе освоения пластов залегания карналлита (территориально - в непосредственной близости от корпорации ВСМПО-АВИСМА) себестоимость получаемого исходного магниевого сырья будет значительно ниже, чем существующая отпускная цена на карналлит ОАО «Сильвинит».
В конечном итоге это позволит существенно снизить себестоимость производства металлического магния и обеспечит независимость предприятия от поставщиков карналлита.
Все это в совокупности дает возможность предотвратить остановку производства металлического магния, а в дальнейшем создает все необходимые предпосылки для организации стабильного выпуска в России авиационных сплавов - вне зависимости от зарубежных поставщиков магния.