Одним из важных составных компонентов современной концепции образования является национально-региональный аспект. Он тесно связан с социально-культурными запросами народов исходящими из задач изучения их этнической истории, эволюции мировоззрения, а также развития национальной науки, культуры и образования. В связи с этим в содержание образования закладываются принципы определения исторических корней и внутренних связей с определенными народами, раскрытие творческих способностей учащихся в среде родного языка и культуры, и на этой основе их интегрирования в систему ценностей мирового сообщества. Кроме того, осознание своей национальной принадлежности, приобщение к культуре и традициям своего народа должно помочь представителям молодого поколения реально оценить роль и место каждого этноса в современной России.
Введение национально-регионального компонента принципиально меняет традиционную педагогическую систему, вводя в нее методы национально-культурной дифференциации формирования и развития личности. В этом отношении важная роль принадлежит вузовскому историческому образованию, одной из приоритетных задач которого является ознакомление и приобщение молодежи к позитивному духовному наследию предшествующих поколений, гуманистический потенциал которого может стать фундаментом ее нравственного воспитания, привития устойчивых образцов поведения и культуры толерантного общения.
Большой вклад в разработку и внедрение в учебный процесс курсов, связанных с национально-региональным компонентом высшего образования вносят ученые-историки Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева и в частности преподаватели кафедры новейшей истории народов России историко-социологического института. На кафедре подготовлены программы соответствующих дисциплин, которые ориентированы не только на студентов историков, но и на учащихся других специальностей. Так, учебные курсы «История Мордовии» и «История культуры мордовского народа» преподаются на всех гуманитарных факультетах, а также и на некоторых естественно-технических.
В системе национально-регионального компонента значительное место принадлежит глубокому и всестороннему изучению экологических воззрений мордвы, процессов их формирования, исторического развития и взаимодействия с другими социально-культурными традициями. Необходимость этого обусловливается прежде всего острой необходимостью выявления всего рационального и полезного в культурно-историческом наследии этноса для преодоления потребительско-технократических стереотипов в отношениях человека с природой, вызывающих острейшие экологические кризисы в современном мире. В связи с этим исключительно важное значение приобретает анализ огромного исторического опыта мордовского народа, постоянно живущего на территории Волго-Окского региона, который выработал экологически оптимальные способы самоорганизации хозяйства, позволяющие обеспечивать равновесие с природой, поддерживать телесно-духовную целостность. Сложившийся уклад жизни народа по отношению к миру, окружающей среде был ориентирован не на модель господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Отсюда вытекает и традиционное мировосприятие: все, что окружает человека - растения, животные, люди - создание единой природы, в которой все находятся в постоянном взаимодействии. Это не механический набор явлений, а естественная система, способствующая достижению гармонии в отношениях человека и природы, способ его бытия. Основополагающие элементы этой системы заложены в мифологических представлениях, обрядах и этических нормах мордвы. Именно они регулировали взаимоотношения человека и природной среды.
На основе почитания законов природы в лице богов вырабатывались общепринятые нормы поведения, включавшие в себя морально-этическую культуру, ряд требований и запретов, основанных на гуманистическом принципе отношения к окружающей среде. Они не задавались как божьи заповеди или требования закона, но осуществлялись под влиянием мистической боязни определенных явлений или существ. Отголоски подобных верований зафиксированы во многих произведениях устно-поэтического творчества мордвы (мифах, сказках, песнях и т.п.). Огромный пласт правил социального поведения по отношению к различным объектам природы заключен и в обрядовых церемониях. Они не только формировали традиции, но и способствовали приобщению к ним молодого поколения. Во время обрядов и праздников мордвы бытовало множество действий адресованных как абиотическим (вода, атмосфера, погодные явления), так и биотическим (человек, животные, растения) сферам окружающего мира. Часто участники ритуалов обращались сразу ко всем природным силам в совокупности. Таким образом, они хотели символически соединиться с природой и с помощью нее получить жизненную энергию (то есть здоровье и плодовитость) для людей, скота, земли, а также избежать опасности от чуждых сил. В этих целях в обрядности широко использовались и сами природные элементы (земля, огонь, вода, растительность), которые выполняли разнообразные ритуальные функции.
Таким образом, в мордовском обществе существовала система требований и запретов, которая являлась, по сути, универсальной формой регламентации общественной жизни. В настоящее время ее можно рассматривать как своеобразную духовную сферу экологии человека и общества, выраженную в массовом общественном представлении о мире.
Экологический аспект постоянно присутствует в преподавании всех дисциплин национально-регионального компонента. Которые ведутся преподавателями кафедры новейшей истории народов России. Так, в курсе «История Мордовии», который имеет своей целью изучение истории родного края, при прохождении всех периодов его развития дается возможность уяснить студентам особенности окружающей среды, в которой происходят те или иные исторические процессы, оценить современныеую ситуацию в этом плане, выработать к ней адекватное отношение. Кроме того, с помощью привития любви к родной природе у молодых людей формируется гражданское чувство «малой Родины», без чего вообще невозможно воспитание патриотизма, благожелательного отношения к людям и обществу. Курс имеет целью не только повышение эрудиции, но и развитие гуманитарного мышления, убеждения в том, что каждая личность является активным субъектом, способным повлиять в той или иной степени на состояние природы. Один из важнейших моментов, на который обращают внимание преподаватели в процессе обучения, это привитие студентам осознания сложности отношений человеческой цивилизации с окружающим миром.. Решению этих задач способствуют хронологически последовательное изложение как главных социально-политических и социально-экономических событий, знакомство с природными памятниками, биографиями выдающихся деятелей, которые стремились к гармоничному сосуществованию со средой своего обитания.
Что касается курса «История культуры мордовского народа», то его главной задачей является раскрытие экологических основ, которые бытовали в культуре мордовского этноса, закономерностей их развития в процессе исторического движения, глубокого осмысления обширного социального опыта отношений между людьми и природой, их миропонимания ее законов, отраженного в народных обычаях и обрядах, а также национальном искусстве, формирование в студентах готовности и способности к самостоятельному освоению этого опыта мордовского народа, накопленного на протяжении многих веков. Знакомство студентов с этим опытом преследует цель существенно усилить их мировоззренческий, общекультурный, педагогический, творческий и гуманистический потенциал.
Изучение экологического аспекта этнической культуры имеет и другую важную сторону. В современном мире происходит рост национального самосознания, сопровождающийся повышением интереса у самых широких слоев общественности не только к ныне протекающим культурным процессам, но и к историческому прошлому своего народа. Знание всего этого важно для правильного решения стоящих ныне кардинальных задач по возрождению и дальнейшему развитию национальных культур.
Кроме этих дисциплин в национально-региональный блок учебных дисциплин для студентов исторического отделения Историко-социологического института входит также ряд специальных курсов. Они разработаны с учетом интересов преподавателей и обучающихся и ориентированы на развитие индивидуальных особенностей студентов, на развитие и углубление их знаний, в частотности связанных и с воспитанием экологической культуры. Все эти курсы обеспечены программами и учебными пособиями.
Большое значение в этом плане имеют курсы «Сезонные обряды мордвы» и «Традиционно-обрядовая культура мордвы», которые представляют собой закономерное и логичное продолжение основных курсов национально-регионального блока исторического образования. Они ставят своей целью углубленное изучение экологической составляющей обрядовой культуры этноса. В современных условиях обрядность любого народа представляет тот слой культуры, который несет основную этническую нагрузку. Ее стержневой основой является устойчивость и традиционность форм. Несмотря на значительную степень разрушенности и неизбежных эволюционных преобразований, обрядовая сфера сохраняет отдельные элементы весьма архаичных структур и глубинной мифологической семантики. Прослеживая изменения и инновации, происходящие с ней в различные периоды, в разных социальных средах, реконструируя ее древние пласты, можно получить наиболее полное и глубокое представление об этнической истории народа, эволюции его мировоззрения, связях с другими этносами, различных аспектах духовной и материальной культуры.
Помимо того, что члены кафедры новейшей истории народов России активно занимаются разработкой и преподаванием дисциплин национально-регионального блока в университете, они оказывают практическую помощь в разработке и апробации учебно-методического комплекса по истории и культуре мордовского края для средней школы. По поручению Министерства образования Республики Мордовия в 2005-2006 гг. ими подготовлены учебники для 7 и 8 классов.
При их составлении учитывался в том числе и фактор экологического воспитания, проводились межпредметные параллели с таким гуманитарным дисциплинами как «Экология» и «География». Учебный материал излагался на основе современных требований к школьному образованию. Во-первых, это учет многомерности и полифундаментальности общества, его анализ на основе принципа взаимодополнительности с позиций сочетания цивилизационного, географо-антропологического, культурно-психологичес-кого подходов, что позволяет, с одной стороны, выделить главные критерии развития мира по восходящей линии, а с другой, рассматривать каждую из структур общества (культуру, науку, экономику, политику, военное искусство), каждого из субъектов социально-экономической структуры (социальную группу, коллектив, личность) как равноценные конкретные измерения того общественного целого, в которое они входят.
Во-вторых, авторам приходилось иметь в виду различные уровни исторического образования - всемирного, федерального, регионального и школьного, которые дополняют друг друга и синтезируют события разных степеней. Данное обстоятельство допускает творческий подход к работе с учебниками, что определяется конкретным историко-географическим положением школы, района, города.
В-третьих, в основу данного вида учебной литературы должен быть заложен многофакторный подход. Среди многообразных факторов, оказавших влияние на развитие истории и культуры мордовского края, большая роль наряду с геополитическим, демографическим, личностно-психологическим и религиозным аспектами отводится и экологическому фактору.
При подготовке учебников много внимания было уделено содержанию дополнительного и методического материала, связанного с контактами с окружающей средой, который должен развивать самостоятельную работу учащихся. Так, для более продуктивного усвоения этой тематики предусматриваются задания, которые нацеливают учащихся на включение в поисково-экспедиционную работу, охрану природы, изготовление учебно-наглядных пособий, создание выставок и т. д. Авторами были составлены и рекомендации по планированию и проведению различных видов внеклассной работы, таких как уроки-экскурсии, работа учащихся в архивах, музеях, где они имеют возможность соприкасаться с историческими памятниками, первоисточниками, подлинными документами, в которых отражен экологический опыт народа. Определенным путеводителем в поиске необходимых сведений могут служить и списки литературы, которые помещены в конце учебников.
Таким образом, сегодня в Мордовском государственном университете происходит активное внедрение в учебный процесс исторических дисциплин национально-регионального блока, одной из приоритетных задач которых является приобщение к опыту своей нации в вопросах взаимодействия с окружающей средой, а через них - к пониманию бережного отношения к ней и в настоящее время.
Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 07-01-23103 а/В.