Начальное профессиональное образование в России переживает сложный этап своего развития. Можно определенно сказать, находится в кризисной ситуации, особенно ее последствия проявляются негативно в той или иной мере в российских глубинках, отдаленных регионах, затрагивая многие насущные социальные, правовые, образовательные, производственные, экономические, кадровые и другие проблемы в условиях неравномерного и низких темпов социально-экономического развития многих областей и регионов страны. В свою очередь, существование экономически «неблагополучных» регионов на фоне относительно развитых порождает определенную социальную напряженность на местах (безработица, низкий уровень социально-экономического положения основного населения, падение рождаемости, рост преступности и наркомании среди молодежи, падение престижа рабочих специальностей, утрата нравственных ценностей, низкий уровень мотивации учения и т.д.), кадровую перегрузку или потерю квалифицированных рабочих кадров, а также неуправляемое перераспределение кадровых ресурсов, вследствие этого резкое снижение численности работоспособного населения в «неблагополучных» регионах. Это, безусловно, отражается на региональной кадровой политике, ибо она строится во многом исходя из перспектив социального экономического развития данного региона и сложившейся его инфраструктуры, а также с учетом национальной культуры и традиций коренных народов. В этих условиях меняются также цели профессионального образования на уровне региона. При этом нельзя не учитывать тенденции развития образования в России и мировые тенденции в образовании. В условиях глобализации современного мира мы невольно втягиваемся в единое общеевропейское образовательное пространство, при этом сохраняя накопленный богатый собственный опыт подготовки профессиональных рабочих кадров и специалистов всех уровней, и в то же время творчески воспринимая и развивая все позитивное, накопленное в мировой практике.
Далее нам хотелось бы раскрыть современные проблемы профессионального образования в условиях региональной кадровой политики на примере Поволжского федерального округа, в частности, Ульяновской области, представляющей собой в РФ типичную область.
Дефицит квалифицированных кадров в настоящее время касается уже не отдельных предприятий - лидеров области, а практически целых секторов экономики. Ульяновская область находится на траектории экономического подъема, хотя с некоторым опозданием. Так, по итогам 11 месяцев 2006 г. продолжился рост промышленного производства. В частности, объем выполненных работ в строительстве увеличился сразу на 55%, в том числе жилищного - на 22%. При этом потребность ульяновских предприятий в производственных кадрах увеличилась на 19%. Города Ульяновск и Димитровград испытывают значительные потребности в трудовых ресурсах. Возможностей внешнего рынка труда для обеспечения предприятий Ульяновской области рабочими кадрами при сохранении нынешних темпов роста хватит еще не более чем на год.
Основными угрозами в решении кадровой проблемы Ульяновской области являются следующие:
- неблагоприятная демографическая ситуация, двукратное превышение смертности над рождаемостью, вследствие этого население ежегодно сокращается на 11-12 тысяч человек;
- отток наиболее профессионально подготовленных кадров и социально активного населения в другие более динамично развивающиеся российские регионы, ежегодно такие потери составляют 2-3 тысячи человек;
- низкий уровень профессиональной компетентности производственных кадров. В частности, около 40%, занятых в производстве, не удосужились в своей жизни получить даже начальное профессиональное образование;
- малопривлекательность рабочих специальностей для современной молодежи, ее не устраивает условия профессиональной деятельности, социальный статус и многое другое.
По оценкам Росстата, к 2026 году Ульяновская область потеряет около 19 % своего населения, то есть, по 1% ежегодно, поэтому проблема кадрового обеспечения все теснее соприкасается к проблеме выхода из демографического кризиса. Область переживает острый дефицит в квалифицированных кадрах многих рабочих профессий. Резко снизился приток молодежи в профессиональные училища. В то же время имеем невостребованность кадров гуманитарных специальностей.
В этих условиях подготовка рабочих кадров начального профессионального образования, безусловно, становится приоритетной в региональной кадровой политике. Изложенные выше аргументированные основания ставят на повестку дня задачу более глубокой научно-теоретической и практической разработки следующих первоочередных проблем:
- проектирование содержания подготовки выпускников профессиональных училищ на основе гуманистической ориентации их профессиональной подготовки;
- разработка инновационной модели формирования рабочих кадров в соответствии с современными требованиями;
- гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
- формирование гармонично развитой личности;
- организация здорового образа жизни;
- правовое воспитание учащихся;
- организация досугового времени;
- профилактика асоциального поведения учащихся.
Итак, вышеизложенное обусловливает необходимость переосмысления и переконструирования всей деятельности учреждений НПО в соответствии с региональной кадровой политикой. В свою очередь, это требует и инновационного подхода к подготовке и переподготовке педагогических кадров, оценке их деятельности и обучающихся.
В этих условиях в рамках национального проекта развития образования подготовка специалистов начального профессионального образования выходит на первый план. Это, в свою очередь, требует модернизации всей системы начального профессионального образования с учетом перспектив социально-экономического развития страны, тенденций профессионального образования в России и мировых тенденций в образовании.
Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса представляет гуманистический идеал происходящих в современном мире перемен. Поэтому сегодня одной из первостепенных задач является реализация гуманистической сущности образования в процессе профессиональной подготовки молодых рабочих кадров, ибо образование является основным средством развития гуманистических ценностей развивающейся личности.
Тем самым гуманистическая направленность профессиональной подготовки рабочих кадров определяет современную стратегию начального профессионального образования.
В формировании гуманистических взглядов учащихся призвана сыграть большую роль личность самого педагога, непосредственно осуществляющего гуманизацию образования.
Поэтому первостепенное значение имеет подготовка и повышение квалификации педагогов, способных реализовать в учреждениях начального профессионального образования идеи гуманизации образования. Гуманизация образования является важнейшим принципом и условием эффективности формирования рабочих кадров в процессе начального профессионального образования.
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования определен в образовательной политике государства, основными принципами которой являются гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, доступность развивающейся личности в удовлетворении образовательных потребностей и т.д.
В формировании гуманистических взглядов учащихся профессиональных училищ призваны сыграть определенную роль гуманитарные дисциплины, поэтому они должны занимать достойное место по учебному плану, связанные междисциплинарным подходом.
Естественно, только посредством гуманитаризации образования невозможно достичь такой цели, как формирование гуманистических взглядов учащихся, ибо гуманизация образования представляет собой сложный и многогранный процесс, охватывающий многие аспекты образовательного процесса. В контексте этих рассуждений В.П. Бездухов подчеркивает: "Нельзя очертить границы и масштабы гуманизации образования средствами учебных предметов гуманитарного цикла. Важен тот нравственный потенциал, который содержится в них и придает процессу гуманизации образования стабильность и в то же время гибкость и динамичность".
Гуманитаризация образования - необходимая реальность в современном мире. Однако она в полной мере неадекватна усилению роли гуманитарной направленности содержания образования. В.П. Бездухов, исследуя проблемы гуманизации образования, отмечает, что содержание образования играет далеко не единственную активную роль в процессе гуманизации образования. В любом образовательном учреждении оно должно иметь именно гуманистическую направленность, то есть быть ориентированным на ученика, на его развитие, становление как личности, индивида и субъекта деятельности.
Учащийся профессионального училища как личность имеет потенциальную возможность в основном самореализоваться, через профессиональное образование, поскольку на данном этапе его жизненной деятельности он занимает ведущее место.
Таким образом, профессиональное становление на основе его гуманистической направленности в полной мере определяет ключевое направление формирования молодого рабочего с гуманистических ценностей.
Тем самым действия и мотивы учения обучаемого ориентированы на профессиональное его становление и самоопределение посредством гуманизации профессионального образования. В итоге мотивы учения учащихся выступают как результат взаимодействия, взаимовлияния и взаимообусловленности многих как субъективных, так и объективных элементов и факторов.
Вышеприведенный анализ служит обоснованием того, что в такой многогранной иерархии образовательных связей, взаимодействий образовательных компонентов гуманистическая направленность обучения и воспитания учащихся безусловно, выступает как системообразующий фактор в профессиональной подготовке учащихся, инициирующий развитие их образовательной потребности и мотивов по ее реализации.
Реализация гуманистической направленности образовательного процесса во многом зависит от того, насколько учащиеся и коллектив педагогов осознанно примут идеи гуманизации образования и необходимость осуществления данного социально-нравственного процесса, но и от того, как каждый субъект образовательной действительности готов реально осуществлять, содействовать и развивать гуманистическую направленность обучения.
В этой связи мы предлагаем свое авторское видение подготовки кадров рабочих профессий в системе начального профессионального образования. А, именно, подготовку рабочих кадров в условиях кадетского корпуса, то есть в едином образовательном комплексе «Профессиональное училище - кадетский корпус», ибо данный подход позволяет интегративно решить многие насущные образовательные и социальные проблемы: гуманистическая направленность профессионального образования, военно-патриотическое воспитание, здоровый образ жизни, качественная подготовка молодых рабочих, физическое воспитание, формирование толерантности, подготовка к защите священных рубежей России и т.д.
В условиях низкой материальной обеспеченности основного населения России подготовка рабочих кадров в ПУ посредством развития кадетского корпуса является одним из перспективных вариантов подготовки рабочих кадров и в то же время представляется экономически целесообразным.
Основу кадетского воспитания молодежи составляют здоровый образ жизни, всесторонняя физическая подготовка и специальная военная подготовка. Все это сопровождается профессиональной подготовкой учащихся, что в итоге обеспечивает гармоничное развитие личности, высокую готовность к защите священных рубежей Родины. В кадетском корпусе становление личности происходит на гуманистических ценностях, на лучших традициях казачества Поволжья и России.