Государственное управление человеческим капиталом направлено на решение проблемы регулирования соотношением новых производственных способностей и новых потребительских потребностей населения. Это обусловлено необходимостью решения проблемы экономии ресурсов при повышении уровня социального обеспечения населения.
В сфере человеческого капитала решение проблемы должно осуществляться в направлении организации потоков новых способностей и новых потребностей; накопления новых способностей и новых потребностей; формирования образовательного потенциала на основе соединения новых способностей и новых потребностей через интеллектуализацию деятельности; формирования науки - организационно-экономического механизма воспроизводства человеческого потенциала. Анализ показывает, что в российской практике еще недостаточно освоен инструментарий управления этими проблемами. Основными причинами являются: недостаточный уровень инвестирования в человеческий капитал; слабое обеспечение механизма взаимодействия инновационного потенциала с человеческим капиталом; не полностью сформированы правовые основы управления человеческим капиталом; не создана система открытого информационного пространства системы человеческого капитала.
На основании изучения зарубежного и отечественного опыта методологический подход к управлению развитием человеческого потенциала может быть представлен в рамках проектного подхода со следующими положениями.
Модельный комплекс человеческого капитала представляется жизненным циклом потока народонаселения, обеспечивающего функции производства и воспроизводства экономики. Функцией производства осуществляется рост ВВП, а воспроизводства - прирост человеческого капитала. Прирост ВВП осуществляется за счет целенаправленного программирования инвестиционных ресурсов в точках роста производственной функции. При этом проетами в программах развития человеческого потенциала обеспечивается процесс управления эффективностью человеческим капиталом, который заключается в создании условий превышения ВВП над затратами на образование, здравоохранение, товарное потребление, инвестиционные затраты. В качестве регуляторов экономического взаимодействия используется: отношение уровней человекопроизводства и человекопотребления; отношение уровней инвестирования в человеческий капитал и производство; отношение уровней приоритетности и эффективности проектов в программах развития человеческого капитала.
В качестве критериев проектного управления эффективностью развития человеческого капитала принимаются: социальный - качество жизни, как базовой функции социально-экономической системы, а экономический - уровень превышение темпов роста ВВП над затратами в человеческий потенциал.
Основными условиями обеспечения реализации подхода являются: открытая система информации, осуществление стоимостной и ценовой оценок; создание социальных индикаторов; разработки международных стандартов.
Таким образом, макромоделью управления решаются основные задачи проблемы управления человеческим капиталом.