Логика социального поведения определяет мировоззрение человека. Действия в конечном итоге определяются системой ценностей. Разрешение глобального экологического кризиса невозможно в рамках прежней мировоззренческой парадигмы. Антропоцентрическая установка сводит экологическую проблему к системе природоохранных мероприятий, что проблему не решает и не может решить. Природоохранная деятельность без учета социальных и культурных факторов не может быть успешной, поскольку не решает проблему экологического кризиса, а лишь отдаляет его последствия.
Онтологический подход к ноосфере как данности ХХ века устанавливает факт дисгармонии, несоответствия между уровнем вызванных человеческой цивилизацией космопланетарных процессов и человеческим качеством совокупности его сенсуалитета, менталитета и праксиолитета. Качество сознания, которое В.И. Вернадский определил как «культурная биогеохимическая энергия» определяет качества ноосферной реальности. Таким образом, ноосферу можно рассматривать как онтологизированное сознание.
Рассмотрение сознания в ноосфере-универсуме требует комплексного междисциплинарного изучения. Проблема сознания (сознания) становится проблемой мудрости, проблемой ноосферы. Этот уровень теории ноосферного миропостроения реально обозначен философией русского космизма, который до настоящего времени еще недооценен в деле интерпретации ноосферных процессов.
Становление ноосферного сознания процесс многосторонний и сложный. Можно сказать, что процесс ноосферного сознания предстает как движение от природоохранного сознания к экологическому, а затем от экологического сознания к биосферному и ноосферному сознанию. Ноосферное сознание, таким образом, - это действительное единство экологического глобального общечеловеческого культурного сознания цивилизованного человечества. Экологическое сознание столь же закономерно переходит в ноосферное сознание, как биосфера - в результате космического геологического процесса - переходит в ноосферу. Ноосферное сознание охватывает сверхсложную систему, которая включает в себя биосферу, техносферу и социосферу.
Изучение творчества В.И. Вернадского позволяет строить весьма точную индукцию в сферу общественного ноосферного сознания, дает возможность проследить пути становления и развития ноосферного сознания в истории и современности, что тем более важно, так как современная практика показывает: поиски нового мировоззрения идут на том самом пространстве, которое в свое время было обозначено линиями становления ноосферного мировоззрения Т. де Шардена и В.И. Вернадского.
Ноосферное мировоззрение, таким образом, представляет собой сложнейшее культурно-историческое образование идеально-образного и информационно-знакового порядка, вырастающее из духовно-телесного континуума, формирующегося в результате космопланетарного процесса перехода биосферы в ноосферу. Ноосферное мировоззрение позволяет выходить на причины глобального кризиса, в том числе и экологического. Оно делает возможным через изменение логики социального поведение реально на длительную перспективу планировать действительно устойчивое развитие, обеспечивающее процесс коэволюции природы и человека.