- переход от знаниевого целевого приоритета к достижению социальной антропокосмической компетентности субъектов образовательного процесса;
- усиление фундаментальности образования за счет интеграции естественных, гуманитарных, технических знаний и умений, позволяющих прогнозировать будущее;
- примат развития нравственных, а не потребительских ценностей на основе универсальной этики, признающей ценность жизни в любом ее проявлении, включая живой Космос.
Такие концептуальные установки требуют достаточно инновационных исследований в области педагогики и психологии, направленных на проектирование педагогических систем и создание новых моделей образования.
Нам представляется, что наиболее адекватно отражают такие концептуальные образовательные установки педагогические модели, построенные на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский опередивший не только свое, но и наше время, оставивший нам в наследие более 600 фундаментальных научных работ, принявший участие в открытии более 20 научных учреждений, внесший исторический клад в развитие науки от атома до Космоса, пока недостаточно оценен для образования.
К сожалению, в школе и вузе его наследие представлено поверхностно и почти не влияет на формирование мировоззрения, не воспитывает в учащихся «сыновнего чувства Космоса», что уже не адекватно отражает социоприродную динамику и цивилизационные демарши. Наши исследования знания работ В.И. Вернадского студентами естественных специальностей, проведенные в 2007 году в Уральском университете не дали утешительных результатов. Оказалось, что 75% студентов 4 курса (биологи и экологи) знают лишь фрагменты некоторых работ В.И. Вернадского и не знакомы с его философскими взглядами. Социологическое исследование в сообществе учителей, проведенное нами в 2006 году показало, что учителя недостаточно знакомы с идеями, концепциями и теориями выдающегося мыслителя, способствующими расширению сознания учащихся, развитию у них ноосферного и космического мышления, ценностных установок и нравственно-этических ориентаций.
Осмысление работ В.И. Вернадского с позиций образования для будущего, а также теоретические исследования и практика экологического образования, позволили разработать несколько вариантов авторской целостной педагогической системы, направленной на развитие человека грядущей цивилизации, отвечающей «Повестке дня XXI века (Рио-де-Жанейро)», которую мы обозначили как модель ноосферного образования. Некоторые варианты моделей были опубликованы в журналах РАЕ и апробированы на конференциях Российской академии естествознания в 2004-2006 годах.
Под ноосферным образованием, (как целостной педагогической системы), мы понимаем опережающее образование, создающее условия для развития Человека с коэволюционным мировоззрением, чувствующего и осознающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом ее проявлении.
Понятие «ноосферное образование» связано в первую очередь с теорией В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в новое состояние -«ноосферу» (Сферу разума).
Под влиянием угрозы экологической катастрофы возник новый импульс процесса формирования коллективного Разума, благодаря которому человечество осознает себя единым с биосферой организмом. Жизнь и будущее этого организма должны планироваться и управляться так же как наша личная жизнь. Глобальные проблемы, которые возникают перед человечеством, могут быть решены только всем комплексом естественных, социальных и гуманитарных наук. Движущей силой, обеспечивающей выбор генерального направления и реализацию его, является коллективный Разум.
Разум - это мышление в той форме, которая адекватно и в чистом виде осуществляет и обнаруживает его всеобщую диалектическую природу, имманентный ему творческий характер. Разум - тождественность законов мышления реальным формам предметного мира, осваиваемого человеком. Разум есть достояние общественного человека как субъекта всей культуры. Сознание формирует тот коллективный разум, который согласно мнению В. И. Вернадского определяет будущее не только человека, но и всей структуры нашей планеты.
В.И. Вернадский, исследуя биогеохимические циклы Земли, пришел к выводу о неизбежности перехода биосферы в новую стадию своего развития - ноосферу. Он писал о том, что « ...процессы, подготовлявшиеся много лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет в ноосферу, то есть в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».
Исследуя, во взаимосвязи социальные и природные процессы поступательного развития цивилизации, В.И. Вернадский говорил о «коллективном разуме», с созидательными, а не разрушительными функциями. Коллективный разум (Человечество) должен взять на себя ответственность за происходящие и возможные события на нашей планете. Он также считал, что научная мысль человека становится главной земной, а может быть и космической силой дальнейшего развития цивилизации.
Новое осмысление взглядов В.И. Вернадского на Мироздание, приводит нас к выводу их фундаментальной важности для дальнейшего развития целеполагания образования, связанного с ноосферным и космическим мышлением подрастающего поколения, осознанием ответственности за нынешние и будущие события на Земле и, очевидно, в Космосе. Мир сегодня не стал безопаснее, по сравнению с прошлым.
Разрушающие силы связаны, в основном, с потребительским характером современного общества. Ноосферная же цивилизация выдвигает на первый план не материальный, а духовно-нравственный компонент развития, что адекватно отразится и на образовании.
По мнению исследователя ноосферогенеза А.Д. Урсула, под «ноосферной цивилизацией следует понимать грядущее состояние общества, когда оно перейдет на коэволюционный способ взаимодействия с природой, где гуманизированный коллективный разум сможет обеспечить выживание человечества, устойчивое безопасное во всех отношениях развитие цивилизации в земных и космических масштабах и в полной мере реализовать стремление человека к счастью».
Центрация целеполагания в образовании на развитие ноосферного и космического мышления не отторгает его национальные и этнические корни, а расцвечивает его содержание многообразными «красками» своеобразия культур, усиливая мотивацию на дальнейшее освоение Мира Человека и Мира Природы.
Ноосферное образование мы назвали «опережающим» так как оно создает «предвосхищающий прообраз» (по М. Хайдеггеру), «человека эпохи ноосферы» (добавлено Н.Н. Моисеевым). Оно направлено на будущее и опирается на теории, гипотезы, мысли о будущей цивилизации, базис которой еще недостаточно разработан (в отличие от традиционного образования, которое, в основном, транслировало опыт человечества).
Приоритетными векторами содержания ноосферного образования, основанные на учении В.И. Вернадского о биосфере и основных идеях развития ноосферы, считаем следующие:
Первый вектор связан с опорой образования на рационализм эмпирических обобщений. По мнению В.И. Вернадского, эмпирические обобщения являются следствием концентрированного опыта человечества. Такие обобщения являются опорой практической деятельности человека и способны защитить его от возможных ошибок во взаимодействии с природой.
Второй вектор базируется на экологическом сознании и экологическом императиве, экологической этике, которые должны стать нормой поведения человека в социоприродной среде и повседневной привычкой жизнедеятельности. Выбор действия человеком в природе при таком условии адекватен состоянию природной среды и уровню его экологической культуры. Образовательная деятельность позволяет освоить, прежде всего, способы взаимодействия с окружающим миром. Знания приобретают прикладной характер, становятся средством, а не целью обучения. Целеполагающим же принципом экологического воспитания в ноосферном образовании становится формирование убеждения, в том, что экологическое сознание лишь тогда станет действительно сознанием, когда человек поймет свое органическое единство с природой, включая
Космос, свои возможности разрушения, созидания и регуляции этого единства.
Третий вектор основан на космическом мышлении. Он позволяет расширить познаваемый мир, выйти за пределы биосферы и формировать правила взаимодействия с Космосом. Но это уже будет другой уровень взаимодействия человека с природой. Данное направление развивается на основе интеграции науки, философии и искусства, расширяя границы рационального и иррационального мира.
Четвертый вектор связываем с эвдемонической педагогикой, которая развивает стремление человека к счастью через творчество. Счастливый человек живет в гармонии с самим собой, другими людьми и природой. Это дает ему здоровье во всех своих проявлениях. Мы полагаем, что педагог, развивающий творческий потенциал обучающихся, испытывает счастье и сам. В конечном итоге высшая цель учителя - создать условия для самореализации творческой личности, способствовать ее духовно-нравственному восхождению, созиданию, а не разрушению окружающего мира.
Приведем структурно-содержательную модель ноосферной ориентации, разработанную нами для школы малого города - центра горнозаводского Урала, развивающего традиции уральских мастеровых в рамках музейной педагогики, расширяющей сознание школьников на основе изучения профессионального опыта выпускников школы от металлурга и горняка, до конструктора космических аппаратов, исследователей природы и истории родного края и Земли. Модель состоит из пяти блоков: БЛОК 1 Целеполагание. Миссия школы: «Развитие ноосферного мировоззрения на основе традиций Горнозаводского Урала и музейной педагогики.
Развитие ноосферного мировоззрения учащихся в процессе их самореализации связываем с семью «Я»:
«Я - ученик первой в истории города школы» (школе 70 лет).
«Я - полевчанин» (житель города Полевского),
«Я - житель Горнозаводского Урала»,
«Я - потомок уральских мастеровых»,
«Я - сын России»,
«Я - землянин»,
«Я - сын Космоса».
Эти концепции развития ноосферного мышления и самореализации личности сходятся в точке бифуркации «СЕМЬ - Я», что по нашему мнению отражает философию космической семьи, объединяя личность с ближней семьей, родственниками, сообществом горожан, всеми уральцами, россиянами, жителями Земли и живым Космосом. Такое восхождение от ближнего к дальнему, от знакомого к неизвестному, способствует расширению сознания, временных и пространственных значений, насыщает жизнь новыми смыслами и мыслеобразами, развивает мотивацию к дальнейшему познанию и освоению мира, раскрывает потенциальные интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, насыщая жизнь творчеством и сотворчеством. Этот процесс также важен для развития чувства любви к малой Родине ( г. Полевскому , Уралу), России. Традиции Горнозаводского Урала являются фокусом разворачиваемых событий в школе в рамках модели, а центром, объединяющим важнейшие события в школе, становится школьный краеведческий музей. Отсюда, значительно повышается роль музейной педагогики. Созданный фундамент создает условия для дальнейшего расширения сознания обучающихся и осознания себя как части человечества, включенности в общий процесс развития нового мира, устремленного в ноосферу.
Блоки 2-5: управление, содержание воспитания и обучения, технологический, достижение целей. Модель школы ноосферной ориентации представляет целостную педагогическую систему. В процессе ее развертывания и реализации формируются ноосферные компетентности, космическое мышление и мировоззрение учащихся.