Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Проблема ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения в результате интенси­фикации учебного процесса и предъявления бо­лее жестких требований со стороны изменяюще­го окружения [3] ставит перед широкой научной и педагогической общественностью задачу осно­вательного обновления содержательной стороны образовательно-воспитательного процесса, раз­работки и внедрения инновационных экологиче­ски ориентированных и здоровьесберегающих технологий, форм, методов работы. Рассматривая проблему формирования экологических отноше­ний личности, невозможно абстрагироваться от весьма существенной части - отношения к само­му организму человека. Экологические отноше­ния есть «субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, служащее факто­ром, обусловливающим поведение» [1, 2]. Орга­низм - живая система, что позволяет включать компоненту отношения к собственному организ­му в спектр экологических отношений личности. Понимание этого факта особенно важно учителю, который взаимодействует не только с собствен­ным организмом, но и с организмом ребенка, и от адекватной позиции которого в определенной мере зависит успешность образовательно-воспитательного процесса и уровень здоровья его ученика. Необходимо выяснить, как развивается именно этот аспект отношения личности, каковы особенности его формирования в различные воз­растные периоды, разработать систему и методи­ку, формы и методы работы по его формирова­нию в рамках целостного процесса экологическо­го образования, адекватные современным требо­ваниям.

Охарактеризовать субъективное отноше­ние личности возможно с помощью параметра интенсивности отношения [4]. Выявляя особен­ности субъективного отношения к организму в целом, мы использовали ряд поведенческих ас­пектов, включая питание, поскольку оно - важная составляющая поддержания гомеостаза организ­ма и его высокой работоспособности.

Была поставлена задача проанализировать уровень развитости компонентов интенсивности субъективного отношения, наметить основные направления формирования экологически адек­ватного отношения студентов к собственному организму и здоровому образу жизни. Использо­вались методы анкетирования, беседы, антропо­метрии и т.д. Обследовано 90 студентов педаго­гического факультета БелГУ. Результаты анкети­рования оценивались в баллах и подвергались статистической обработке.

Полученные данные отражены на рисунке 1. Они показывают, что у подростков (51 чело­век) уровень развитости всех компонентов ниже, чем у взрослых (39 человек) с вероятностью Р £ 0,0547. Особо выделяется перцептивно-аффективный компонент, среднее значение кото­рого в изучаемых группах отличается почти на 6 баллов.

Такая структура совпадает с описанной для людей, относящихся к категории личностей, обладающих низким уровнем развития интенсив­ности отношений [4]. Именно в это случае пер­цептивно-аффективный компонент доминирует, а поступочный развит наиболее слабо. В этом слу­чае индивидуум обладает ограниченными навы­ками взаимодействия с организмом, не испыты­вает потребность получить как можно больше знаний о нем, читать разнообразную литературу. Так, около 44 % подростков считают необходи­мым узнать как можно больше о разнообразных аспектах правильного питания; 36 % - обращают внимание на статьи о качестве питания и пище­вых продуктов; 14 % интересуются здоровым образом жизни, используя литературу и Интернет для получения соответствующих сведений; же­лают посещать курсы по культуре питания 16 %. При этом основная часть студентов проявляет только ситуационную активность. Однако, выпи­вающих на лавочке подростков остановить никто не собирается: только 7 % ответили «да, но смот­ря по обстоятельствам», пояснив свои действия следующим: «бесполезно говорить тем, кто не понимает». Во взрослой группе, содержащей вос­питателей ДОУ и учителей начальных классов последний показатель несколько выше, и доходит до 15 %. Разумеется, в этой группе респондентов количество людей, интересующихся здоровым образом жизни, выше, в связи с наличием у них самих или их детей разнообразных заболеваний, в том числе генетических или семейных, связан­ных с нервной, сердечно-сосудистой, пищевари­тельной системами.

p

Рис. 1. Уровень развитости компонентов интенсивности отношения в разновозрастных группах

Вместе с тем, основная часть опрашивае­мых подростков предпочтет, по их словам, про­гулки в парке вместо пассивного отдыха на дива­не с книгой, но среди взрослых таких чуть менее половины. Уровни развития практического и поступочного компонентов большинства опрошен­ных студентов низкие; характерно ситуативное взаимодействие.

Результаты исследования позволяют опре­делить направления формирования отношения студентов к собственному организму.

  • овладение основными понятиями и за­конами экологии человека, возрастной анатомии
    и физиологии, генетики, педиатрии, современно­го естествознания; понимание зависимости жизнедеятельности и здоровья человека от средовых условий - внутренних и внешних, включающих
    экологические характеристики питания; осмыс­ление взаимодействия человека со средой обитания; освоение знания в его, прежде всего, инст­рументальной и технологической ипостаси;
  • становление и развитие сущностных сил человека, способного к самообразованию и саморазвитию; формирование активной личност­ной позиции; повышение эрудиции в ориентированной на экологию и здоровье человека области искусства и искусствоведения; воспитание вкуса, экологических и эстетических приоритетов;
  • формирование практических умений и навыков взаимодействия с организмом человека,
    физиологического анализа и самоанализа; навы­ков применения здоровьесберегающих техноло­
    гий в педагогической деятельности и жизни, ис­пользования экологически чистых и полезных
    продуктов питания; исследовательских навыков;
  • овладение здоровьесберегающими пе­дагогическими технологиями, навыками педаго­гического наблюдения и анализа, психологиче­ского анализа и самоанализа, экологической пси­хологии, педагогики и иных дисциплин;
  • овладение современными теориями и инновационными технологиями образования, комплексом педагогических умений и навыков, позволяющих успешно осуществлять формиро­вание экологических, физиологических и сберегающих здоровье знаний, убеждений и навыков детей; интенсифицировать просветительскую работу с родителями, реализовать функцию раз­вития родовых, возрастно-нормативных способ­ностей, самостоятельной личности в целом.

В процессе образовательновоспитательной деятельности в рамках выделен­ных направлений необходимо:

  • активизировать работу в направлении осознания значимости для человечества экологи­чески адекватной среды обитания и роли самого человека в создании такой среды не только для
    собственного вида, но и для всех иных, обитаю­щих на планете;
  • развивать стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в направлении поддер­жания положительного баланса здоровья, жела­ние вести здоровый образ жизни;
  • усилить воспитательную и продолжать проводить просветительскую работу в области экологических характеристик питания, физиче­ского совершенствования, адекватной физиологическим и психологическим возможностям дозированности нагрузок, медицинской активности, и других компонентов здорового образа жизни, предотвращения негативных последствий зло­употребления вредными привычками;
  • развивать убеждения в необходимости использовать здоровьесберегающие технологии в
    педагогической деятельности и жизни, соблюдать нормы питания и развенчивать неверные пред­
    ставления о физиологической пользе разнообраз­ных диет для похудения;
  • активировать работу по воспитанию вку­са, эстетических приоритетов;
  • повысить эффективность деятельности в направлении привития навыков использования
    экологически чистых и полезных продуктов пи­тания, здоровых и традиционных для наших
    предков блюд и напитков, неприятие алкогольной продукции;
  • интенсифицировать работу с родителя­ми, поскольку именно семейное окружение обес­печивает заложение нравственных привычек, особенностей отношения к собственному организму, эстетические и гастрономические при­страстия, либо их отсутствие, параметры физиче­ской активности и т.д.;
  • развивать умения применять соответст­вующие знания и убеждения в практической дея­тельности, быстро ориентироваться в склады­вающихся неожиданных ситуациях;
  • способствовать овладению знаниями, умениями и навыками создания инновационной
    образовательной среды, обеспечивающей в пол­ной мере развитие личности в границах изучае­
    мой проблемы; осваивать инновационные методы и формы работы и использовать их в работе с
    детьми;
  • создавать образовательную среду, спо­собствующую максимальной реализации постав­ленных задач и развития личности в целом.

Для решения указанных задач необходимо задействовать все каналы формирования субъек­тивного отношения. Самостоятельно открытые факты более значимы для этого, поэтому реко­мендуется максимально использовать решение практических и ситуационных задач, проведение элементарных исследований с целью изучения особенностей жизнедеятельности организма, эко­логических характеристик мест проживания, рек­реационных территорий, etc. Особо сильный ин­терес у студентов вызывают работы по выработке условных рефлексов и дифференцировки, изуче­нию суточного рациона и т.д. Посещение худо­жественных музеев и выставок помогают форми­ровать эмоциональную часть отношения. Компь­ютерные технологии, тесты, кроссворды, ситуа­ционные задачи позволяют применять знания в новых условиях, испытывая истинное наслажде­ние при положительном результате. Эти, и мно­гие иные методы и формы работы способствуют развитию субъективного отношения и самостоя­тельной личности в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологиче­ская педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов/Д : «Феникс», 1996. - С. 240 - 249.
  2. Мамедов, Н.М., Суравегина И.Т. Эко­логическое образование: проблемы базовых зна­ний / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина // Биология в школе. - 1997. - № 1. С.33 - 37.
  3. Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: Методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. - Белгород: Бел. Регион. Инст. ПКППС. - 2004. 336 с.
  4. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл. - 2000. 456 с.