В российской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты: биофизиологические, анатомо-физиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
В нашем исследовании участвовали 78 человек, учащихся 10-11-х классов, 15-16 лет, обследованных по полной психологической программе. Исследование состояло из двух разделов: в первом изучали показатели креативности; во втором - разноуровневые свойства индивидуальности учащихся.
В современной психологии разработан многоуровневый подход интегрального, системного исследования индивидуальности (Б.Г. Ананьев, 1980; В.С. Мерлин, 1986; Б.А. Вяткин, 2003). В блок личностных свойств вошли: тесты Кэттелла, Леонгарда-Шмишека, Нейротип по З. Фрейду, СМОЛ. Темпераментные свойства: тесты ОСТ В.М. Русалова, Айзенка
В соответствии с целью работы и первой задачей, для исследования отличительных качеств в особенности мышления, учащиеся были разделены на две группы по степени возрастания креативности. Первая группа названа нами «творческой группой» (в среднем общий балл креативности составлял 66 %), вторая группа - «стереотипная группа» (22%).
Дисперсионный фактор выявил для творческих способностей, значимость фактора беспечность - серьезность (p<0.05). То есть серьезные лица, умеющие размышлять над последствиями своих поступков, являются в тоже время творческими. Лица творческой группы нуждаются в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении (фактор самостоятельности - зависимости, р<0.05). Считается (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), креативность формируется на основе семейной традиции и для его развития требуется эмоциональная стабильность. Для творческой активности ребенка существенным является наличие исследовательского инстинкта, значение показателя которого обратно пропорционально инстинкту самосохранения (р<0,05).
Полученные результаты работы имеют информационную ценность и могут быть полезными как при построении актуальной обобщенной теории творческого мышления, так и при разработке различных вариантов системы развивающего обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Венгер Л.А. О роли познавательных способностей в процессе обучения дошкольников
// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - М, 1998. - С. 203-248. - Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991. -С.3-25.
- Дунекр К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. - М., 2002. - С. 69-87.
- Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петровского. - М.: МГУ, 1981. -С.71-77.