В архитектурном ландшафте этажность соответствует ширине улиц и, в более широком смысле, кластерности, когда город развивается не одиночными кварталами и типовыми зданиями, а целыми архитектурно-ландшафтными комплексами. Кластерное планирование наиболее благоприятно и сточки зрения борьбы за чистоту воздуха, так как и продуваемые насквозь длинные улицы, и запертые высокими громадами тупики, характерные для традиционного городского планирования, одинаково не способствуют созданию условий для рассеяния загрязнителей воздуха.
Эта проблема решалась у нас с помощью архитектуры ландшафта. Согласно ей архитектурные требования ставились выше природных. Ландшафтно-экологическое обоснование сосредоточено сейчас в направлении выявления таких мероприятий, которые наилучшим образом отвечали бы естественным процессам и улучшали природный ландшафт. Это гораздо лучше по сравнению с прежними методами, когда природа просто игнорировалась или считалась помехой. Однако только комплексный анализ рельефа, взаимоувязка со всеми элементами ландшафта и учет интересов горожан позволит создать "ландшафты подобия", органично входящие в структуру естественного ландшафта. Таким образом, целью городского архитектурного планирования должно явиться подобие ландшафта.
Анализ географических условий различных поселений показывает, что на ранних стадиях развития общества рельеф играет ведущую роль при выборе мест для строительства. Чаще всего выбирался участок у реки, на высокой надпойменной террасе, удобный и для обороны, и для стройки. Однако не всегда территория, выбранная по экономическим и политическим соображениям, оказывалась удачной в экологическом отношении. Часто поселения оказывались в болотистых низинах, в зонах землетрясений, на конусах выноса лавин и селей, в горных ущельях, на склонах вулканов и других неблагоприятных местностях. Основатели Екатеринодара в этом отношении справились со своей задачей удовлетворительно. Только заболоченность и связанный с ней микроклимат и, в некоторой степени, угроза землетрясения представляли реальную экологическую угрозу на момент основания города. Угроза землетрясения на Кубани связана с приуроченностью к очагам Крымско-Кавказской сейсмичной зоны, простирающейся на дне Черного моря параллельно южному берегу Крыма к устью реки Кубань через Таманский полуостров и далее через разломную зону Северо-Кавказского прогиба к Большому Кавказу. В этой зоне случаются редкие сильные землетрясения интенсивностью до 8 баллов. В 1926 году в Краснодаре было зафиксировано землетрясение 6 баллов, синхронное знаменитому Крымскому землетрясению.
Особенности микроклимата формируются под влиянием метеорологических явлений, некоторые из них особенно сильно влияют на состояние воздушного бассейна, снижая или увеличивая содержание вредных примесей в воздухе города. Направление и скорость ветра, температурная стратификация атмосферы являются важнейшими экологическими факторами. Условия к застаиванию чаще всего возникают при антициклонах: высокое давление прижимает к земле тяжелый холодный воздух, создаются условия для образования температурных инверсий, когда восходящие потоки воздуха, уносящие загрязнители, слабы или отсутствуют. При сильном ветре инверсии обычно не возникают. Средняя скорость ветра в городе составляет 2-3 м/с, что благоприятно сказывается на рассеянии воздушных примесей. Но в отдельные месяцы (февраль, август) порой дуют сильные ветры, за год может быть 200-220 ветреных дней. Летом в ветреную погоду город может буквально задыхаться от пыли. Направление ветра важно учитывать при размещении промышленных предприятий относительно жилых зон, поскольку оно определяет направление переноса загрязнителей.