Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Проблема совершенствования содержания образования не является новой, так как ей посвящены работы отечественных и зарубежных ученых прошлого и настоящего (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; Дж. Брунер, Д. Дьюи, У.Килпатрик и др.). Анализ зарубежных дидактических исследований позволяет утверждать, что значительный вклад в дело реформирования содержания образования сделан американским психологом и педагогом Джеромом Брунером.

Рассматривая данную проблему, Дж. Брунер формулирует четыре общих принципа, реализация которых основана на преподавании с учетом основной структуры знания. Эти принципы заслуживают особого внимания, поскольку в них заложена попытка решения проблемы построения учебных программ: 1) усвоение основных понятий делает изучаемый предмет более доступным; 2) пока какой-либо частный факт не соотнесен со структурой, он быстро забывается; 3) усвоение основных понятий обеспечивает адекватный «перенос упражнения». «Понять что-либо как специфическое явление более общей закономерности - значит понять не только это конкретное явление, но и овладеть моделью для понимания других подобных явлений, когда они встретятся»; 4) посредством постоянного повторного прохождения основного материала, который изучается в начальной и средней школе, необходимо помочь учащимся уменьшить разрыв между «элементарными» и «повышенными» (научными) знаниями [1;25-26].

Анализ дидактических исследований американских педагогов свидетельствует о неоднозначной оценке структурного подхода к содержанию образования, выдвинутого Дж. Брунером. Так, Дж. Гуллет в своей работе «Какая структура?» выступает против структурного подхода к обучению, подчеркивая, что учебный предмет можно рассматривать с различных точек зрения (психологической, социологической, логической и др.). В зависимости от этого структура предмета будет различной [2].

Американский педагог Д.Тэннер также отмечает некоторые негативные стороны данного подхода. По словам ученого, структурный подход, используемый при обучении учащихся родному (английскому) языку, не позволяет отводить достаточно времени письму, риторике, литературе, а также уменьшает возможность использования методики дискуссий [3].

Однако большинство ученых выступают с положительной оценкой и поддержкой структурного подхода (Дж. Браунвелл, А. Кинг, Дж. Мартин, Г. Снелбекер, Дж. Шваб, И. Шеффлер, Х. Уиткин, Ф. Феникс и др.).

Проблема повышения качества содержания образования является одной из актуальных, требующих специальных исследований проблем. Поскольку в настоящее время в отечественной науке происходит смена образовательной парадигмы, знание зарубежного педагогического опыта поможет решению насущных вопросов российской системы образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Bruner J.S. The Process of Education. Cambr., Mass. Copyright 1960 by the President & Fellows of Harvard College, twenty-fourth printing, 1996.
  2. Hullet J. Which Structure? //Educational Theory.-V.24.-No 1.-Winter.-1992.-Pp.68-72.
  3. Tanner D. Secondary Schools - Prospects and Perspectives.- NY,1999.