Сочетанное воздействие климато-географических факторов среднегорья и систематических занятий на компьютере способствовало снижению уровня общей и межличностной тревожности у мальчиков 16 лет и их повышению у юношей 17 лет (Р<0,05). У девушек повышение уровня общей и межличностной тревожности наблюдали в первый год обучения на компьютере - в 16 лет.
Сочетанное воздействие урбанизации и систематических занятий на компьютере приводило к достоверно значимому повышению уровня общей, самооценочной и межличностной тревожности, особенно у мальчиков 16 - 17 лет (Р<0,05), что может свидетельствовать о более низкой психоэмоциональной устойчивости городских юношей по сравнению с сельскими. Следует подчеркнуть, что у городских юношей и девушек, занимающихся на компьютере, уровень школьной тревожности выше, чем у сельских, что указывает на снижение функциональных возможностей ЦНС учащихся, проживающих в условиях городской среды, а это, в свою очередь, может еще больше усилить эмоциональное неблагополучие в критический период онтогенеза.
Для сохранения здоровья школьников и предупреждения срыва механизмов адаптации необходимы рационализация режима труда и отдыха, поиск путей коррекции выявленных нарушений.