В связи с этим актуальными являются исследования по изучению влияния учебного процесса школ с различным профилем обучения на один из процессов физического развития - половое созревание учащихся - жителей городов с развитой химической промышленностью.
Объектом эмпирического исследования явились школьники в возрасте 16-17 лет (учащиеся 10-11 классов), обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющих различный статус и профиль - средние общеобразовательные школы (СОШ) и лицеи, находящихся в разных экологических условиях. В условиях естественного эксперимента в соответствии с задачами исследования было сформировано четыре группы учащихся: контрольная (сравнительная) - учащиеся средней общеобразовательной школы, проживающие в экологически благополучном районе; опытная 1 - учащиеся СОШ, проживающие в химически загрязненном районе; опытная 2 - учащиеся лицея, проживающие в экологически благополучном районе; опытная 3 - учащиеся лицея, проживающие в химически загрязненном районе.
Биологическую степень зрелости подростков оценивали путем определения стадии развития вторичных половых признаков. Был проведен анкетный опрос учащихся по вопросам, отражающим время появления вторичных половых признаков. О функционировании гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы (ГГГС) и стадии полового созревания судили по уровню половых гормонов: тестостерона (Т) и эстрадиола (Э) в слюне, соотношению Т/Э. Уровень гормонов в слюне определяли высокочувствительным иммуноферментным методом. Результаты экспериментов подвергались вариационно-статистической обработке.
Данные анкетирования показали, что химическое загрязнение окружающей среды приводит к снижению темпов полового созревания как юношей, так и девушек. Среди девушек-подростков, проживающих в экологически неблагоприятном районе, наступление менархе отмечается в 12-13 лет у 33,3%, в 13-14 лет - у 52,4%, в 14-15 лет - у 14,3%, в то время как среди девушек, проживающих в экологически благополучном районе, в 12-13 наступление менархе отмечают 56,4 % респондентов, в 13-14 лет - 34,6 %, в 14-15 лет - 9,0 %. Окончательное становление овариально-менструального цикла (ОМЦ) у учащихся общеобразовательной школы, расположенной в экологически «чистом» районе, к 16 годам практически завершилось, в то время как химически загрязненном районе 7,4 % девушек не имеют установившегося ОМЦ.
У юношей, проживающих в условиях химического загрязнения среды, окончательное развитие половых органов и вторичных половых признаков в 16-17 лет произошло у 72% лиц, в то время как в экологически благополучном районе окончательное половое созревание в этом возрасте отмечали 96 % респондентов. Начало поллюций к 16 годам отмечали 86% юношей общеобразовательной школы из экологически благополучного района и 48% из химически загрязненного района. У лицеистов из экологически чистого района к 16 годам начало поллюций отмечали 82% юношей, тогда как в лицее в условиях химического загрязнения среды - лишь 40%. Таким образом, у лицеистов задержка полового созревания более выражена, особенно в условиях химического неблагополучия.
Важная роль в регуляции адаптивных реакций и обменных процессов принадлежит гипоталамо-гипофизарно-гонадной системе. Известно, что андрогены и эстрогены отвечают за формирование вторичных половых признаков. У юношей и девушек, обучающихся в средней общеобразовательной школе в условиях химического загрязнения среды, отмечали повышение уровня в половых гормонов - тестостерона, эстрадиола слюне и соотношения Т/Э по сравнению с таковым показателем в «чистом» районе. Введение инновационных форм обучения в экологически благополучном районе приводило к снижению уровня тестостерона и эстрадиола у мальчиков и повышению у девочек 16 лет. При этом соотношение Т/Э изменялось несущественно (Р>0,05). В 17 лет достоверно значимое повышение уровня Т в слюне и отношения Т/Э отмечали только у девушек.
Химическое загрязнение окружающей среды в сочетании с информационной нагрузкой вызвало более значительное повышение уровня Т и отношения Т/Э у юношей и девушек (Р<0,01) по сравнению с контрольной группой. Однако прирост содержания Т у юношей и девушек, обучающихся по инновационным программам, был ниже, чем в общеобразовательной школе. Кроме того, у юношей-лицеистов наблюдали значительное повышение уровня Э (Р<0,01). При этом изменялось и соотношение андро- и эстрогенов.
Изменение функционального состояния ГГАКС приводило к нарушению соотношения мужских и женских половых стероидов, что может негативно сказаться на формировании сексуального поведения и социальной адаптации. Таким образом, полученные результаты показывают, что инновационные формы обучения наряду с экологическим неблагополучием могут привести к срыву адаптационных механизмов и ретардации физического развития.