Существенные изменения произошли в понимании сущности инвалидности и критериях ее установления у больных граждан. Инвалидность стала трактоваться как "социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ОЖД и необходимости социальной защиты". Инвалидом, согласно этому же закону, является лицо, имеющее вышеобозначенное нарушение здоровья. В 1997 г. Совместно Министерствами труда и социального развития и здравоохранения РФ были приняты "Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы", которые легли в основу оценки характера и степени нарушения функций и ОЖД больных, направляемых на МСЭ. В рамках экспертного освидетельствования граждан на учреждения службы МСЭ, наряду с определением группы и причины инвалидности, срока ее наступления и другими видами экспертизы, была возложена важная задача по определению потребности инвалидов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ были возложены обязанности по осуществлению разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов, оказанию им содействия в реализации мер реабилитации, участию в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов.
На данную службу были возложены обширные задачи по экспертному обслуживанию жителей и реализации политики государства в области социальной защиты инвалидов.
Успешность их решения, видимо, не вполне соответствовала ожидаемой, т. к. в 2004 году перед Правительством РФ была поставлена новая задача - создать систему медико-социальной экспертизы на федеральном уровне, передать полномочия по осуществлению МСЭ с уровня регионального, обеспечив для всех 2082 учреждений этого профиля по стране единые стандарты работы.
Таким образом, 22 августа 2004 года был принят не имеющий аналогов в российской законотворческой деятельности Федеральный закон Российской Федерации от N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассматриваемым законом были внесены изменения в более чем 250 федеральных законов, регулирующих социальные гарантии и льготы, предоставляемые инвалидам. Еще никогда, пожалуй, социальные реформы не проводились столь стремительно и масштабно.
Основная цель нового документа - отразить те монументальные реформы, которые затеяло российское правительство, способствуя тем самым увеличению материального благосостояния российских граждан и обеспечению экономической безопасности государства.
Это, во-первых, замена натуральных льгот денежными компенсациями. И, во-вторых, реформа федеральных отношений и местного самоуправления, суть которой - разграничить полномочия между регионами и центром.
Фактически, если раньше главной задачей учреждений медико-социальной экспертизы было установление реабилитационно-экспертного диагноза с целью определения реабилитационного потенциала инвалида, установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации, то сегодня главное в деятельности этих учреждений - определение степени утраты способности инвалида к трудовой деятельности. Размер пенсии инвалида теперь зависит не от группы инвалидности, а от степени утраты способности к трудовой деятельности.
Данный закон стал одним из наиболее обсуждаемых проектов Правительства РФ за последние годы. Тем более что реформы подобного рода всегда болезненно воспринимаются обществом. На фоне многотысячных митингов, прошедших по всей стране рядом депутатов Государственной Думы и общественных деятелей было направлено обращение в адрес Президента РФ, председателя правительства и глав обеих палат парламента. В этом обращении принятие ФЗ № 122 характеризовалось как признак внезапного изменения идеологии преодоления инвалидности, возврата государственной политики в отношении инвалидов в прошлое; отмечается относительный неуспех реформы, который выразился как в финансовых просчетах, так и в социальной напряженности, создания для страны новых системных социальных рисков.
В настоящее время ведется работа по мониторингу реализации ФЗ №122 в регионах и уже подготовлен ряд поправок к нему, касающихся совершенствования социальной защиты инвалидов.