Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Исторически в России на протяжении многих лет одной из актуальных проблем построения демократического федеративного государства являлись межбюджетные отношения. Взаимоотношения центра и регионов всегда были одним из важнейших и серьезных направлений налоговой политики государства. И это - проблемы не только между центром и субъектами Федерации, но и внутри субъектов, между бюджетами муниципальных образований и бюджетами субъектов Федерации.

Вопросы, связанные с развитием механизма межбюджетных отношений, в настоящее время занимают особое место среди задач социально-экономического развития Российской Федерации. Роль этой сферы в экономике государства велика, поскольку межбюджетные отношения связывают воедино финансовую систему страны и должны обеспечивать эффективное её функционирование за счет достижения равного для всех регионов уровня бюджетной обеспеченности и унифицированного объема бюджетных услуг, предоставляемых населению. Межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и тем самым оказывают непосредственное влияние и воздействие на социально-экономическое развитие регионов.

В настоящее время проводится постепенное реформирование системы межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, введены новые фонды и поменялся порядок и условия финансирования старых, в частности, в 2006 году в составе краевого бюджета Хабаровского края образован Краевой фонд муниципального развития в объеме 538052 тыс. рублей. Региональный фонд муниципального развития сформирован с целью повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе путем улучшения обеспеченности районов инженерной и социальной инфраструктурой. Начиная с 2006 года формирование и распределение средств Фонда осуществляется на формализованной основе в рамках единой системы межбюджетных трансфертов. Предоставление средств Фонда осуществляется на условиях софинансирования с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и потребности в получении соответствующей финансовой помощи.

При расчете средств Фонда на 2007-2008 гг. использован прогнозируемый уровень роста потребительских цен на соответствующий год.

В целях оказания финансовой поддержки местных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, объема расходных обязательств в составе расходов регионального бюджета образуются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.

В 2006 году пначалась реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая требует дополнительных средств субъектов Российской Федерации на обеспечение межбюджетного выравнивания муниципальных образований, выполнение ими возложенных обязательств. В этой связи объем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований в 2006 году существенно возрос. Законом Хабаровского края «О краевом бюджете на 2006 год» данные средства предусмотрены в размере 772403 тыс. рублей. Часть указанных дотаций сформирована за счет безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступивших в региональный бюджет в 2005 году.

На 2007-2008 гг. объем дотаций определен исходя из базового объема дотаций, сложившегося в 2005 году и прогнозируемого уровня роста потребительских цен в размере 6 и 4 процентов соответственно.

Объем финансирования расходов на возмещение убытков от содержания объектов жилищно - коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления на 2006 год определен в сумме 12942,9 млн. рублей с учетом завершения расчетов по погашению задолженности, необеспеченной финансированием в 2005 году, и расходов, определенных по актам приема-передачи, представленным субъектами Российской Федерации в 2004 году в связи с завершением сроков передачи объектов, установленных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ все территории субъектов Федерации предлагается разграничить региональными законами между городскими и сельскими поселениями, объединить группы поселений в муниципальные районы. Таким образом, заложена идея формирования двухуровневой системы местного самоуправления с фиксированным перечнем полномочий для муниципальных образований разного типа. Новые подходы к территориальной организации местного самоуправления предопределили и специфику регулирования в новом федеральном законе таких вопросов как разграничение полномочий, распределение налоговых доходов, установление общих принципов организации межбюджетных отношений, а также схемы взаимодействия между региональным и местным уровнем для предоставления финансовой помощи.

Предлагаемая схема оказания финансовой помощи муниципальным районам и городским округам во многом схожа с применяемой в субъектах Российской Федерации и до принятия этого закона, однако имеется и ряд новшеств.

Новое законодательство существенно меняет систему внутрирегионального финансового выравнивания с помощью трансфертов. В новой версии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрена возможность создания на территории одного субъекта РФ трёх видов региональных фондов по выравниванию душевой бюджетной обеспеченности.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований будут предоставляться из трех фондов: двух, сформированных на региональном уровне (фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и фонд финансовой поддержки поселений), и из районного фонда финансовой поддержки поселений, сформированного на местном уровне. Законом уточнены требования к формированию и распределению средств этих фондов.

Кроме того, законом предусмотрена возможность формирования в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда муниципального развития и регионального фонда софинансирования социальных расходов, которые по своим целям аналогичны схожим федеральным фондам. Предусматривается возможность формирования и иных фондов финансовой помощи местным бюджетам.

Еще одним новшеством является введение ограничения по объемам трансфертов из фондов для конкретного муниципального образования, исходя из соотношения бюджетной обеспеченности муниципалитета и средних по региону показателей. Таким образом, муниципалитет, получающий дотации, не должен в результате оказаться в положении лучшем, чем другой муниципалитет, таких дотаций не получающий.

Законом предусматривается возможность использования в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности различных муниципальных образований механизма так называемых «отрицательных трансфертов», субвенций в региональный фонд финансовой поддержки поселений из бюджета поселений, чей уровень бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя в два и более раза превышает средний уровень по данному субъекту Российской Федерации. В настоящее время Законом Хабаровского края «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрена субвенция, перечисляемая в краевой бюджет из бюджета Аяно-Майского муниципального района, с зачислением в краевой фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), в сумме 25 тыс. рублей.

Кроме того, законом предусмотрены субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий из регионального фонда компенсаций, которые распределяются между всеми муниципальными образованиями пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих услуг.

В настоящее время в Хабаровском крае взаимоотношения между краевым и местными бюджетами достаточно четко закреплены в законодательстве.

С 2006 года Хабаровский край преступил к реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В связи с этим на осуществление органами местного самоуправления города Хабаровска переданных им отдельных государственных полномочий на 2006 год было выделено субсидий и субвенций в сумме 10 млрд. рублей, что составляет почти половину всего размера бюджета города. В целом же большинству муниципальных образований из краевого бюджета не были предоставлены средства на эти цели. В результате чего сложилась ситуация, в которой формально закон вступил в силу, но не может быть исполнен в связи с отсутствием финансирования.

В 2003-2005 годах в Российской Федерации был принят ряд законодательных актов, завершивших перевод межбюджетных отношений на качественно новый виток развития. Изменения федеральной нормативно-правой базы требуют концентрации усилий на внедрении новых фискальных инструментов в практическую деятельность региональных органов государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления сегодня столкнулись с целым спектром новых правил и институтов, прописанных в новых федеральных законах, регулирующих общественные финансы на всех уровнях бюджетной системы, действие которых актуализируется в ближайшие годы.

Для оптимальной реализации принимаемых законов и других нормативных актов, касающихся организации бюджетного процесса в субъектах федерации и муниципальных образованиях, необходимо создать кардинально новую систему управления, так называемых бюджетных менеджеров, способных предвидеть рисковые ситуации, влекущие потери для бюджета, и уметь заранее оценивать величину предпола­гаемых потерь и в этих условиях должны приниматься не стандартные, а оптимальные решения, адекватные создавшейся ситуации. Назрела необходимость в специалистах, владеющих полным спектром информации и способных разрабатывать стратегию и тактику привлечения и использования бюджетных средств и максимального снижения бюджетных рисков.