Нами инвалидность понимается не только как ограничение возможностей выполнения труда, а шире как нарушение социальных связей этой категории людей.
Хотя федеральное законодательство гарантирует льготы для абитуриентов с инвалидностью, несмотря на это, целый ряд факторов делает их поступление в вуз проблематичным. В современном мире большинство высших учебных заведений России не обеспечены даже минимальными условиями, которые необходимы для обучения инвалидов. В основном это касается как архитектуры зданий и аудиторий, лестниц,, так и обустроенности столовых, библиотек и т.п.
В связи с тем, что политика высшего образования инвалидов ориентируется на инвалидов как на социальное меньшинство, существенно сужается образовательный выбор инвалида и учебных заведений, выбора образовательной программы и места обучения.
Отсутствие реабилитационной компоненты в системе высшего образования снижает доступность для инвалидов качественного высшего образования. Для многих студентов-инвалидов эта ситуация ухудшается также в силу низкого экономического статуса их семей, что выражается в недостаточных условиях домашней подготовки, отсутствии телефона, компьютера и т.д.
Несмотря на то, что большинство преподавателей вузов считают вопрос переподготовки и разработки специальных методик обучения инвалидов актуальным, тем не менее, в большинстве вузов нет никаких программ переподготовки или повышения квалификации преподавателей, работающих с инвалидами.
С целью создания благоприятных условий интеграции лиц с ограниченными возможностями, формирования адаптивных учебных программ и планов для профобучения инвалидов в Республике Башкортостан предполагается создание Консорциума образовательных и реабилитационных программ, что в свою очередь позволит выработать единую региональную политику в сфере образования и трудоустройства инвалидов.