Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Восстановление подлинной картины литературного процесса прошедшего века требует  методологии,  соответствующей представлению о литературе как о саморазви-вающейся системе с устойчивым национально-историческим ядром. На первоначальном этапе  необходимо глубокое постижение  творчества художников-мыслителей, близких к  русской классической литературе и сохраняющих единство народного и всечеловеческого.

После 1917 года отечественная литература с ее многовековыми духовными ценностями   испытывает жесточайшее давление со стороны новой идеологии. Под влиянием ложного пафоса  интернационализма она начинает  терять одну из своих важнейших функций: роль существенного фактора национального самосознания. В этих условиях особую значимость приобретают  идейно-эстетические поиски писателей,  которые отразили в своих произведениях духовные традиции русской жизни,  отстаивая   принципы национального своеобразия, самобытности художественной философии  «<...> с выделением более чистого продукта национальной мысли» [1, 529].  

Г. Д. Гачев, разработавший методологию анализа  этнического фактора в художест-венной сфере,  ставит в его основу национально-характерный опыт мышления   о мире.  Для изучения   индивидуального  видения жизни  необходимо выделить сюжетные звенья, образные знаки и элементы, выражающие национально-символический колорит повествования. Эти  «скрепы»   художественного пространства в их органическом единстве  и воплощают  специфику  национального  в отдельно взятом произведении. Такие тексты  становятся    носителями   исторического мышления этноса: «Художественное произведение дает особые преимущества для исследования как раз национального восприятия и преображения мира. Ибо в нем художник - эта живая призма, отграненная народной жизнью, - вновь обращается на эту  же народную жизнь и космос,   в котором она протекает, и строит из этого второй мир. <...> Художественное произведение - это как бы национальное устройство мира в удвоении»  [2, 52-53].

В данном ракурсе  мы   рассматриваем национально-типические аспекты     образного  мышления А. П.  Платонова (1899-1951)  и Л. М. Леонова (1899-1994).  Философское качество  образной системы  связано у этих писателей с обретением   национальной   тождественности, с ярко выраженной национальной мировоззренческой позицией.  Художественные  миры Платонова и Леонова с самых первых произведений  ориентированы на раскрытие духовных глубин русского человека (рассказы и повести 1920-х гг.).   На этом пути объективируются   ведущие принципы  психологического склада нации,  а также  вероисповедальные и культурные идеалы.  Философская структура прозы Платонова и Леонова напрямую зависит от восприятия мира в контексте русской истории, ее нравственных  основ, метафизики  национальной жизни.

Сферу выражения национальных начал  принято связывать со стилем или творческим своеобразием.  Именно национально-художественный стиль - наиболее адекватное понятие, которое закрепляет категориальный статус за этой ключевой характеристикой культурного  самоопределения художника.  Стилевое единство возникает в момент освоения автором устойчивых  идей, кодов национального самосознания. В таком синтезе рождается живая ткань писательской мысли, которая разворачивается   в системе национальных координат. Впитанная писателем духовно-эстетическая традиция открывает новые горизонты смыслопорождения. Наиболее показательны в этом смысле главные книги Платонова («Чевенгур») и Леонова («Пирамида»).              

Те же самые традиционные  феномены и архетипы правдоискательства, веры в чудо, сердечной сокровенности человека, странничества и юродства, которые составляют начала народного мировоззрения,  становятся у Платонова и Леонова ведущими концептами  картины мира.  Так  сращивается   индивидуальный  стиль  с национальным языком и системой символов,  с совокупностью образов, умонастроений и чаяний, воспроизводящих лицо народа, его жизненные цели и задачи.

Выстраивая национальный образ мира, проза Платонова и Леонова - двух крупнейших представителей философского жанра в русской  пореволюционной литературе  -  вобрала в себя все основные интуиции отечественной культуры. Их произведения в той же степени глубоко отображают мировоззрение народа (нации),  в какой  его запечатлела классика ХIХ века. Тип творческой мысли Платонова и Леонова  далек и  от  национально нейтральной образности модернизма, и от духовно безликой  стилистики советского литературного официоза. Это -  глубинно-национальный тип мышления, притязающий на всеобъемлющее миропонимание и разгадку трагедии  русской судьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Леонов Л.М. Достоевский и Толстой // Л.М. Леонов. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - М., 1984.
  2. Гачев Г. Д.  Национальные образы мира. - М., 1988.