Восстановление подлинной картины литературного процесса прошедшего века требует методологии, соответствующей представлению о литературе как о саморазви-вающейся системе с устойчивым национально-историческим ядром. На первоначальном этапе необходимо глубокое постижение творчества художников-мыслителей, близких к русской классической литературе и сохраняющих единство народного и всечеловеческого.
После 1917 года отечественная литература с ее многовековыми духовными ценностями испытывает жесточайшее давление со стороны новой идеологии. Под влиянием ложного пафоса интернационализма она начинает терять одну из своих важнейших функций: роль существенного фактора национального самосознания. В этих условиях особую значимость приобретают идейно-эстетические поиски писателей, которые отразили в своих произведениях духовные традиции русской жизни, отстаивая принципы национального своеобразия, самобытности художественной философии «<...> с выделением более чистого продукта национальной мысли» [1, 529].
Г. Д. Гачев, разработавший методологию анализа этнического фактора в художест-венной сфере, ставит в его основу национально-характерный опыт мышления о мире. Для изучения индивидуального видения жизни необходимо выделить сюжетные звенья, образные знаки и элементы, выражающие национально-символический колорит повествования. Эти «скрепы» художественного пространства в их органическом единстве и воплощают специфику национального в отдельно взятом произведении. Такие тексты становятся носителями исторического мышления этноса: «Художественное произведение дает особые преимущества для исследования как раз национального восприятия и преображения мира. Ибо в нем художник - эта живая призма, отграненная народной жизнью, - вновь обращается на эту же народную жизнь и космос, в котором она протекает, и строит из этого второй мир. <...> Художественное произведение - это как бы национальное устройство мира в удвоении» [2, 52-53].
В данном ракурсе мы рассматриваем национально-типические аспекты образного мышления А. П. Платонова (1899-1951) и Л. М. Леонова (1899-1994). Философское качество образной системы связано у этих писателей с обретением национальной тождественности, с ярко выраженной национальной мировоззренческой позицией. Художественные миры Платонова и Леонова с самых первых произведений ориентированы на раскрытие духовных глубин русского человека (рассказы и повести 1920-х гг.). На этом пути объективируются ведущие принципы психологического склада нации, а также вероисповедальные и культурные идеалы. Философская структура прозы Платонова и Леонова напрямую зависит от восприятия мира в контексте русской истории, ее нравственных основ, метафизики национальной жизни.
Сферу выражения национальных начал принято связывать со стилем или творческим своеобразием. Именно национально-художественный стиль - наиболее адекватное понятие, которое закрепляет категориальный статус за этой ключевой характеристикой культурного самоопределения художника. Стилевое единство возникает в момент освоения автором устойчивых идей, кодов национального самосознания. В таком синтезе рождается живая ткань писательской мысли, которая разворачивается в системе национальных координат. Впитанная писателем духовно-эстетическая традиция открывает новые горизонты смыслопорождения. Наиболее показательны в этом смысле главные книги Платонова («Чевенгур») и Леонова («Пирамида»).
Те же самые традиционные феномены и архетипы правдоискательства, веры в чудо, сердечной сокровенности человека, странничества и юродства, которые составляют начала народного мировоззрения, становятся у Платонова и Леонова ведущими концептами картины мира. Так сращивается индивидуальный стиль с национальным языком и системой символов, с совокупностью образов, умонастроений и чаяний, воспроизводящих лицо народа, его жизненные цели и задачи.
Выстраивая национальный образ мира, проза Платонова и Леонова - двух крупнейших представителей философского жанра в русской пореволюционной литературе - вобрала в себя все основные интуиции отечественной культуры. Их произведения в той же степени глубоко отображают мировоззрение народа (нации), в какой его запечатлела классика ХIХ века. Тип творческой мысли Платонова и Леонова далек и от национально нейтральной образности модернизма, и от духовно безликой стилистики советского литературного официоза. Это - глубинно-национальный тип мышления, притязающий на всеобъемлющее миропонимание и разгадку трагедии русской судьбы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Леонов Л.М. Достоевский и Толстой // Л.М. Леонов. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - М., 1984.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. - М., 1988.