Обращение авторов к моделированию способствовало выявлению возможностей моделирования в исследовании процесса подготовки и воспитания рабочих кадров посредством развития кадетского корпуса.
Исследование проблемы проектирования образовательных моделей предполагает изучение педагогических явлений и закономерностей на всех уровнях, начиная с наблюдений, экспериментов, интерпретации результатов педагогического процесса, анализа, синтеза, группировки тех или иных фактов, выделения из них общего, особенного и случайного и завершая совершенствованием понятийного аппарата, выбором математико-статистических методов и построением теоретических математических моделей исследования.
Передовые достижения современной педагогической науки показывают, что проектирование модели образовательного процесса становится эффективным для подготовки будущих специалистов и их самосовершенствованию в том случае, если оно является системным и охватывает многие его аспекты.
Системное моделирование как инструмент исследования использовалось для построения модели подготовки и воспитания рабочих кадров, обеспечивающей высокий уровень готовности выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности. При этом следует рассматривать педагогическую модель как самостоятельную систему с присущими любой системе взаимосвязанными структурными компонентами.
Системное моделирование в теоретическом плане строится на теории системного подхода и теории сложных систем, основные положения которых нами используются в работе.
На основе анализа существующих подходов к дефиниции системы, мы определяем ее как целое, состоящее из связанных между собой элементов и обладающее интегрированными свойствами и закономерностями. Системный подход является универсальным по своей природе и сущности.
Итак, определив методологические позиции и ориентиры моделирования подготовки и воспитания рабочих кадров, можно приступить к обоснованию и проектированию ее модели в едином образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус».
Прежде всего, системный подход к моделированию требует определения цели или миссии стратегии развития системы.
В условиях образовательного комплекса «Профессиональное училище - кадетский корпус» исследуемая нами образовательная система преследует следующую цель: подготовка и воспитание рабочих кадров посредством развития кадетского корпуса.
Целями, в свою очередь, обусловливаются задачи, определяющие содержание совместной деятельности личности педагога и учащихся, их взаимодействия в процессе подготовки рабочих кадров и формирования личности посредством развития кадетского корпуса. Тем самым нами выделены следующие основополагающие задачи:
- способствовать формированию гуманитарных и профессиональных знаний в сфере рабочих профессий, а также приобретению профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки;
- формировать позитивную познавательную мотивацию в процессе подготовки и воспитания рабочих кадров;
- способствовать физическому совершенствованию учащихся, организации здорового образа жизни и правовому их воспитанию;
- посредством специальной военной подготовки и организации военно-патриотического воспитания обеспечить готовность учащихся к службе в вооруженных силах России;
- проводить профилактику асоциального поведения подростков посредством развития кадетского корпуса, активно вовлекая их в социальную жизнь, в профессиональную деятельность и оказывая им необходимую помощь в разрешении текущих насущных проблем;
- развивать стремления к профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию творческой личности учащегося как будущего рабочего, способного реализовать себя как в современной социальной жизни, так и в производственной сфере;
- формировать систему ценностных ориентаций, позволяющих оценивать окружающий мир, самого себя, профессиональное становление с гуманистических позиций;
- ориентировать в процессе воспитания и профессиональной подготовки выпускника рабочих профессий на необходимость развития профессионально значимых качеств и качеств, необходимых для успешной службы в Российской армии;
- периодически осуществлять переподготовку педагогических кадров, используя различные формы повышения их квалификаций;
- обеспечить сокращение адаптационной длительности учащихся в процессе воспитания и профессиональной подготовки в образовательной системе «Профессиональное училище - кадетский корпус», определяющее успешное вхождение молодого рабочего в социальную среду и в производство.
При реализации данных задач педагоги должны руководствоваться исходными положениями, определяющими общую организацию, содержание, формы, методы процесса подготовки и воспитания рабочих кадров в условиях единого образовательного пространства «Профессиональное училище - кадетский корпус» - принципами.
Принцип - это руководящее требование, предписание, как действовать для достижения цели, норма деятельности.
Итак, выделим основные принципы, на основе которых осуществляется процесс подготовки и воспитания рабочих кадров путем развития кадетского корпуса.
1. Принцип системности и целостности процесса подготовки и воспитания рабочих кадров.
Применение данного принципа в исследовании модели подготовки и воспитания рабочих кадров и основанного на нем структурного подхода к ее разработке позволяет нам использовать в формировании кадров рабочих профессий результаты системного анализа педагогических явлений, осуществляемого как в рамках эксперимента, обобщения фактов, так и при решении задач, возникающих в совместной деятельности педагога и обучаемого.
2. В проектируемой модели подготовки и воспитания рабочих кадров принцип гуманизации образования выступает в роли системообразующего фактора.
Именно посредством гуманизации образования можно успешно осуществлять подготовку и воспитание рабочих кадров, так как она способствует самоопределению учащегося как в профессиональной сфере, так и в социальной и позитивному формированию «Я - концепции».
3. Принцип преемственности. Преемственность в профессиональном образовании необходима в связи с тем, что развитие личности и ее профессиональное становление происходит поэтапно в образовательном процессе. При этом преемственность выступает как закономерное явление, обеспечивающее поступательный характер развития личности.
4. Принцип мотивации. Принцип мотивации учения придает предметному обучению личностную направленность и способствует созданию таких условий изучения учебной дисциплины, при которых потребность в знаниях опережает процесс их приобретения, обеспечивает видение учащимися перспективы развертывания обучения, собственного развития и профессионального становления, перерастания сознательного отношения к изучению курса дисциплины в активную учебную деятельность.
5. Междисциплинарный подход к предметному обучению. Он обусловлен необходимостью применения различного типа знания в подготовке рабочих кадров и предполагает выявление характера взаимодействия знаний различных наук, содействующих и соучаствующих в решении поставленной проблемы.
6. Региональность. В процессе подготовки рабочих кадров, мы должны, прежде всего, исходить из региональной кадровой политики, востребованности, перспективы социально-экономического развития данного региона, демографической ситуации и т.д.
7. Принцип социализации. Данный принцип связан с вхождением молодых рабочих в социальную среду. Необходимость социализации личности диктует и определенные требования к содержанию начального профессионального образования, включающего дисциплины, обеспечивающие формирование духовных ценностей и социальных норм учащихся.
8. Принцип единства обучения и воспитания. Данный принцип направлен на обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса и его результатов путем формирования у обучающихся профессиональных компетенций рабочих специальностей и человеческих качеств, необходимых для рабочих профессий, в соответствии с государственными образовательными стандартами, социальными потребностями общества и содержанием профессиональной подготовки.
9. Интеграция образовательных, производственных и научных структур. Выделенный принцип призван обеспечивать связь школы, ПУ, производства и науки в условиях кадетского корпуса. Особенно необходимы производственные связи учреждений НПО с промышленными предприятиями, ибо сегодня потребность предприятий в рабочих кадрах очень высокая.
10. Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда.
Рассмотренные принципы в процессе подготовки воспитания рабочих кадров выступают во взаимодействии друг с другом. Следует подчеркнуть, что только целостное применение выделенных принципов будет обеспечивать эффективное достижение поставленных целей.
Подготовка рабочих кадров, безусловно, определяется содержанием профессионального образования. Содержание как философская категория представляет собой всю совокупность моментов, элементов тех или иных предметов, явлений и процессов действительности. Под содержанием профессионального образования мы будем понимать определенную предъявляемую учащимся учебную информацию в виде дидактических единиц (учебных элементов), направленных на формирование их профессиональных компетенций, социализацию в обществе посредством гуманизации образования.
Подготовка и воспитание рабочих кадров происходит поэтапно с помощью целевой установки, обусловленной задачами, на основе выделенных принципов. Реализация содержания начальной профессиональной подготовки осуществляется средствами педагогической коммуникации, в состав которых входят формы, методы и технологии, которые определяются целями и задачами обучения, численностью обучающихся, специфическими особенностями содержания отдельных разделов и тем образовательной программы, материально-техническими возможностями ПУ и т.д. Достижению поставленной цели будет способствовать стимулирование познавательной активности учащихся, развитие их творческих способностей, а также учет возрастных и иных особенностей личности учащихся. При выборе технологий и средств педагогической коммуникации необходимо учитывать широкое их разнообразие, индивидуализацию и уровневую дифференциацию обучения, что позволит избежать многих трудностей в подготовке и воспитании рабочих кадров.
Изменения потребностей социума в рабочих кадрах требует и изменений в подходе к их подготовке и воспитания. В этих условиях необходима разработка адекватных условий подготовки и воспитания рабочих кадров.
По результатам проведенного исследования мы выделяем две группы необходимых условий для реализации содержания подготовки и воспитания рабочих кадров посредством развития кадетского корпуса (социально-организационные и психолого-педагогические условия), создание которых позволит обеспечить высокую готовность к профессиональной деятельности, к службе в рядах вооруженной сил России и успешной социализации.
Социально-организационные условия
1. Создание учебно-материальной базы и достаточное финансирование как условие эффективной деятельности ПУ в образовательном комплексе «Профессиональное училище - кадетский корпус».
2. Совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров через систему повышения квалификации и посредством самообразования - важнейшее условие формирования профессиональной готовности и воспитания учащихся учреждений НПО.
3. Организация здорового образа жизни посредством развития физкультуры, спорта. В последние десятилетия медиками, социологами, педагогами особо актуализируется «Здоровый образ жизни», поскольку большинство подростков имеют ослабленное состояние здоровья или отклонения в физическом развитии.
4. Создание условий и материально-технической базы для занятий физической и специальной военной подготовкой учащихся. Необходимость обеспечения этих условий продиктована, прежде всего, физической и специальной военной подготовкой учащейся молодежи, обеспечивающих готовность к службе в рядах вооруженных сил России.
5. Взаимодействие ПУ, семьи, социальных институтов и предприятий в процессе профессиональной подготовки и военно-патриотического воспитания учащихся. При этом взаимодействие рассматривается нами как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов. Взаимодействие различных социальных институтов является одним их направлений решения проблемы подготовки и воспитания кадров для предприятий в процессе профессиональной подготовки и военно-патриотического воспитания учащихся.
6. Оптимизация внеучебной и воспитательной деятельности.
Часто внеучебная и воспитательная деятельность осуществляется спонтанно, без должного учета времени и занятости учащихся, что зачастую приводит к учебной перегрузке, нервно-психологической напряженности, а, в конечном итоге, психо - эмоциональному выгоранию личности.
Психолого-педагогические условия
Одной из главных целей в условиях образовательного комплекса «Профессиональное училище - кадетский корпус» является создание и поддержание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное профессиональное и личностное развитие учащегося, а также обеспечение военно-патриотического воспитания. Выделим психолого-педагогические условия:
1. Обеспечение гуманистической направленности образовательного процесса в едином образовательном комплексе «Профессиональное училище - кадетский корпус». Только посредством реализации гуманистической направленности подготовки и воспитания рабочих кадров можно успешно организовать военно-патриотическое воспитание учащихся в условиях развития кадетского корпуса, поскольку именно она определяет формирование ценностных профессиональных ориентаций, духовных ценностей и направленность развития личности. Военно-патриотическое воспитание в единстве с гуманистической сущностью образования выводит личность учащегося на понимание и осознание особой его социальной значимости в роли защитника Родины, наполняется его жизненная позиция новым содержанием и смыслом, «защита Отечества», «честь и совесть» становятся неотъемлемой частью жизненной установки учащегося. Он готов защитить слабого, женщину, и, наконец, свою честь, достоинство и Родину.
2. Повышение уровня педагогических знаний педагога в области мотивации учения, поведения, структуры личности, возрастной психологии, организации военно-патриотического воспитания учащихся.
Мотивация, по оценкам исследователей является стержнем психологии личности, обусловливает особенности ее поведения и деятельности. Поэтому Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.М. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и другие рассматривали формирование мотивов в качестве основы воспитания. Тем самым основой военно-патриотического воспитания учащихся и профилактики асоциального их поведения является работа с мотивацией на изменение поведения. Действительно, успешность организации военно-патриотического воспитания, в целом, воспитания выражается изменением поведения учащихся.
3. Формирование системы ценностей учащихся в процессе подготовки и воспитания рабочих кадров посредством развития кадетского корпуса.
Процесс самоопределения подростка (в самом широком его понимании - как процесс профессионального выбора, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения) выступает как одна из ведущих возрастных задач отрочества, и само психологическое содержание этого периода в целом определяется той ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывается подросток.
4. Полноценное физическое и психическое здоровье учащихся, а также обеспечение профессиональной и социальной их адаптации.
Статистический анализ состояния здоровья учащихся г. Димитровграда свидетельствует о том, большинство из них имеет отклонения в физическом развитии, низкая стрессоустойчивость, психические отклонения, вследствие этого отставания в развитии и т.д. Большая часть молодежи неготова к службе в армии ни физически, ни морально, а многие из них негативно относятся к военной службе, священному долгу Родине.
5. Использование личностно-ориентированных технологий обучения и современных педагогических инноваций. Подготовка и воспитание рабочих кадров самым тесным образом связана с качественным уровнем используемых технологий обучения и воспитания, а также педагогических инноваций, которые обусловливают продвижение учащихся в процессе профессиональной подготовки и воспитания. Наибольшую эффективность в этом отношении показывают личностно-ориентированные технологии, большой арсенал которых накоплен в психолого-педагогической литературе.
Таким образом, системный подход обеспечил проектирование теоретической модели подготовки и воспитания рабочих кадров в условиях единого образовательного пространства «Профессиональное училище - кадетский корпус», включающей цель, задачи, принципы, содержание, условия, технологии, уровни и критерии, результат, управление и его коррекция.
Итак, становление личности рабочего в условиях кадетского корпуса, как видим, предполагает, прежде всего, усвоение личностью всей системы профессиональных ценностей, знаний, формирование гуманистических ценностей, военно-патриотическое воспитание, составляющие основу его общей профессиональной и духовной культуры.
Проведенный теоретический анализ и обобщение позволяет нам сделать вывод о том, что подготовка и воспитание рабочих кадров в условиях кадетского корпуса - эта мера и способ профессиональной и духовной самореализации обучающихся в образовательном процессе.
Реализация построенной теоретической модели в практике подготовки рабочих кадров призвана обеспечивать высокую их профессиональную готовность, мобильность и гибкость.
На наш взгляд, подготовка рабочих кадров в профессиональных училищах посредством развития кадетского корпуса является одним из перспективных вариантов в современных условиях социально-экономического развития региона, но не является единственным подходом, а дополнением - к существующим.