Современное образование проходит стадию обновления, цель которого заключается в подготовке психологически адекватной, целеустремленной, саморазвивающейся, самореализующейся личности и специалиста, востребованного на рынке труда. Поэтому к абитуриентам предъявляются определенные требования. И здесь есть немало сложностей.
Сегодня зачисление в вузы проходит как на бюджетной, так и на коммерческой основе, что приводит к формированию неоднородной по степени подготовки аудитории, которую условно можно разделить на "сильных", "средних" и "слабых" студентов. Учебный материал постигается обучающимися по-разному. Как правило, "сильные" студенты обладают высокой скоростью усвоения материала, развитым логическим мышлением, предлагают, развивают и воплощают свои идеи, умеют работать с информацией: выделяют ключевые моменты, преобразуют ее. "Слабые" студенты имеют низкую мотивацию к обучению, не стремятся проявить себя на занятиях, плохо усваивают материал, испытывают затруднения с поиском и обработкой информации.
Преподавателю при работе с подобной аудиторией приходится ориентироваться на некоторый усредненный уровень знаний и умений студентов. Такой подход не позволяет полностью раскрыть потенциал "сильных" студентов, в то же время не решается вопрос с отставанием "слабых", поскольку остается разница между уровнем последних и средним необходимым. Следовательно, возникает необходимость в использовании новых методов, средств и форм обучения помимо традиционных.
Одним из способов разрешения данной ситуации является дифференцированный подход к обучению студентов. С его помощью представляется возможным повысить успеваемость "слабых" и в то же время успешно развивать "сильных".
При осуществлении дифференцированного подхода к обучению можно использовать уровневую дифференциацию, которая выражается в том, что аудитория разделяется на группы по заданным критериям. В дальнейшем работа осуществляется с учетом учебных возможностей студентов, входящих в каждую группу. Данный вид дифференциации предоставляет возможность учиться студенту в соответствии с его индивидуальными способностями. Преподаватель, в свою очередь, может планировать результаты обучения, ориентируясь на уровень каждой группы и ставя соответствующие цели в овладении учебным материалом.
Определившись с целями, необходимо сформировать группы студентов по выбранным критериям. В настоящее время в психолого-педагогической и методической литературе предлагаются следующие критерии для выделения групп: активность мышления; быстрота усвоения; навыки анализа, синтеза, обобщения; общие специальные способности; отношение к изучаемому предмету; познавательная активность; состояние мотивации; способности к учению; умение самостоятельно работать; учебные возможности; обучаемость; обученность и т.д.
В одной из классификаций предложено делить обучающихся на 4 группы в зависимости от их работоспособности, уровня знаний, познавательной активности и умения организовывать свой труд. К первой группе относятся студенты, обладающие слабыми знаниями и работоспособностью, не умеющие организовывать свой труд. Ко второй - студенты, обладающие хорошими знаниями, но не всегда умеющие хорошо организовывать свой труд и не обладающие умением трудиться или обладающие средними знаниями и работоспособностью, но не имеющие определенные способности к предмету. Те, кто обладает хорошими знаниями и работоспособностью, но не всегда хорошо организующие свой труд определяются в третью группу. Четвертую группу образуют студенты, обладающие отличными знаниями, прекрасной работоспособностью и отлично умеющие организовывать свой труд.
Это подходит для работы со студентами в условиях краткосрочного периода (например, одного семестра), когда выявить уровень усвоения знаний и умений представляется затруднительным, а на разработку диагностирующих заданий мало времени. Самым главным критерием можно считать уровень организации студентом своего труда, поскольку большое значение имеет самостоятельная работа и подготовка к занятиям, контрольным мероприятиям, что справедливо и для работоспособности. Уровень знаний отслеживается с помощью контрольных работ на занятиях.
Таким образом, организацию студентом своего труда представляется возможным проверить не с помощью комплекса специальных заданий, а путем наблюдения, контроля за выполнением домашних заданий, работой на занятиях.
После формирования групп следует правильно организовать работу студентов, разработать задания для каждой группы с учетом их индивидуальных особенностей. При этом необходимо отметить, что организация дифференциации не должна сводиться к тому, чтобы "слабым" студентам предлагать несложные задания, а сильным - более трудные задания. "Слабому" студенту необходимо развивать свою грамотность, видеть разнообразие задач разной трудности, слышать рассуждения более "сильных", расширять кругозор.
В свою очередь, преподаватель должен уметь реализовывать дифференцированный подход в различных формах деятельности обучающихся на занятиях. Учебный процесс должен дополняться другими внеаудиторными мероприятиями: олимпиадами, конкурсами, проектной деятельностью и т.д.
Для достижения качественного результата обучения целесообразно объединять обучающихся с различным уровнем развития в группы для работы во внеучебное время. Например, работу студентов возможно организовать следующим образом. Студентам предлагается создать презентацию в программной оболочке MS Power Point по изученному материалу. Академическая группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых готовит материал по определенной теме из курса. Роль "слабых" студентов в подгруппе заключается в том, что они подбирают подобные разобранным на практических занятиях задания, набирают изложенный преподавателем теоретический материал и полностью оформляют презентацию. Таким образом, они видят структуру и логику изученного материала. "Средние" студенты решают более сложные задачи, аналогичные рассмотренным на практических занятиях, разбирают теоретический материал. "Сильные" студенты, в свою очередь, углубляют, дополняют теоретический материал и решают нестандартные, не рассматриваемые на практических занятиях задачи. По каждому из разделов самими обучающимися составляется контрольный тест. Проделанная работа позволит студентам успешно подготовиться к зачетным, экзаменационным мероприятиям, иметь общую картину изученного.
Рассмотренная организация работы студентов способствует развитию познавательного интереса. Изучение одного и того же материала проходит на разных уровнях усвоения, что позволяет добиться более высоких результатов.
Дифференцированный подход имеет большие перспективы в вузе при подготовке специалистов, так как в современных условиях большое значение приобретает преподавание, обращенное к студенту, как наиболее полно удовлетворяющее потребности каждого в объеме получаемых знаний.