Эффективность функционирования муниципальной службы неразрывно связана с развитием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации ее персонала. В этой связи первостепенного внимания заслуживают проблемы постоянного улучшения качества профессиональной подготовки муниципальных служащих.
В целях совершенствования профессиональной подготовки субъектам дополнительного образования, в том числе вузам, необходимо проводить анализ эффективности программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обновлять содержание учебных курсов и программ с целью их большей ориентации на практические реалии. В этой связи в числе других факторов следует учитывать и предпочтения самих муниципальных служащих.
В марте 2007 года нами был проведен опрос муниципальных служащих с целью выявления их предпочтений в сфере дополнительного профессионального образования. В качестве респондентов выступили муниципальные служащие ИКМО г. Казани. Объем генеральной совокупности (все муниципальные служащие г. Казани) составляет 1722 человека. Объем выборки - 178 человек (т.е. 10,3 % от общего числа служащих).
Среди актуальных направлений подготовки респонденты выделили (см. таблицу 1.).
Кроме того, выделены сферы, в которых проявляются весьма заметная специфика конкретной деятельности. Это градостроительство, землеустройство, молодежная политика, жилищное право и др. Таким образом, для эффективного решения задач развития кадрового потенциала муниципальной службы необходимо обратить особое внимание на включение данных дисциплин в учебные программы.
Большое значение имеет выбор форм профессионального обучения. По данным опроса, 53,8% респондентов выделили в качестве наиболее предпочтительной формы обучение с отрывом от работы, обосновав свой ответ тем, что им трудно совместить работу и учебу. 18,5% опрошенных выбрали обучение по месту работы после рабочего дня. Для 17,4% стажировка в других муниципальных образованиях является наиболее эффективной формой, так как она позволяет узнать, каким образом там решаются аналогичные проблемы.
Таблица 1. Образовательные потребности муниципальных служащих г.Казани
Образовательные потребности муниципаль-ных служащих |
Ответы респондентов |
|
общее кол-во |
в процентах |
|
Правовые основы деятельности муниципальных служащих |
112 |
67% |
Основы рыночной экономики |
44 |
44% |
Компьютерные информационные технологии |
48 |
29% |
Делопроизводство |
47 |
28% |
Социальная политика |
37 |
22% |
Региональная политика |
30 |
18% |
Управление персоналом |
18 |
11% |
Антикризисное управление |
15 |
9% |
Инновационное управление |
13 |
8% |
Также интересен ответ 32,2 % респондентов, которые отметили, что наиболее эффективной формой обучения было бы проведение краткосрочных курсов по месту работы с целью ознакомления муниципальных служащих с основами законодательства о местном самоуправлении.
К наиболее эффективным формам и технологиям проведения занятий респонденты отнесли: обмен опытом с коллегами, встречи (36,7%), деловые игры (28,8%), тренинги (31,5%), лекции (20,3%).
Следует отметить важность подхода респондентов к финальному этапу обучения - оценке уровня знаний слушателей (можно было указать несколько предпочтительных вариантов). По мнению большинства опрошенных, оценка знаний должна проходить в форме тестирования (70,4%) или защиты аттестационной работы (62,1%). Только 3,1% опрошенных назвали экзамен. По мнению 28,7% респондентов, наиболее эффективной была бы оценка знаний в форме круглого стола.
Очевидно, что при организации учебного процесса в рамках программ дополнительного профессионального образования муниципальных служащих целесообразно в числе прочих факторов учитывать их мнения и предложения.