Проблема информационной культуры находится в центре внимания общественности всего несколько лет, поэтому с точки зрения преподавания эта дисциплина находится пока в процессе поиска наиболее приемлемых вариантов. Слабая теоретическая разработанность самого научного направления затрудняет в значительной мере выход на наиболее оптимальную методику преподавания. До настоящего времени отсутствуют общепринятые определения объекта, предмета, места данного научного направления в структуре наук, а, соответственно, и учебной дисциплины, из чего следует разное направление предметного содержания, разные подходы к структуре курса, разная расстановка акцентов.
В последние годы преподавание информационной культуры введено во многих вузах культуры и искусства, а также вузах технического и естественнонаучного профиля. Широкое распространение она получает и в средних специальных учебных заведения. Ее охотно вводят в образовательный процесс старших классов средних школ, гуманитарных лицеев, колледжей в качестве факультатива.
Оптимизация преподавания информационной культуры упирается в ряд проблем, требующих своего разрешения. Прежде всего, педагоги приходят к выводу о невозможности преподавания этой дисциплины в едином унифицированном варианте. Чувствуется настоятельная необходимость ее профилирования для разных специализаций в силу различной доли и характера вовлечения в информационный процесс осваиваемых видов деятельности
Введение новой учебной дисциплины в учебный план сопряжено с трудностями в кадровом составе, субъективизмом преподавателя. Каждый педагог разрабатывает и апробирует свой подход к преподаванию, наполняет курс содержанием, отражающим его информационное мировоззрение. Чтение курса осуществляют либо библиографы, либо специалисты в области информатики и компьютерной техники. Это обусловливает естественный перекос в трактовке инвариантной части или в сторону усиления библиотечно-библиографической проблематики, подаче ее в рамках курса "Библиотечно-библиографическая грамотность" или, в другом случае, как ликвидации компьютерной безграмотности. Безусловно, элементы того и другого в структуре курса занимают свое определенное место, но их гиперболизация создает неадекватное, искаженное понимание студентами предметного направления курса.
Но в то же время попытки поиска собственного предмета преподавания сопряжены с определенными сложностями, связанными с нечетким и не устоявшимся видением предмета этого научного направления. Информационная культура рассматривается как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения социально значимой информации. Содержание информационной культуры, ее сознательное и целенаправленное формирование включает в себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях.
В мировоззренческой плоскости - гармонизация внутреннего мира человека может осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.
Ввиду осознания глобальной роли информации ее воздействие на сознание и эмоциональное состояние людей, многократное усиление современными техническими средствами, информационная культура должна служить мощным противовесом неконтролируемому распространению информации формирование информационной культуры может рассматриваться в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.
В психологической плоскости информационная культура заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства личности для защиты от информации шума.
В социальной плоскости информационная культура заключается в формировании у личности социально необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием социализации.
Взаимодействие между элементами объекта информационной культуры носит характер двусторонней связи, которая, с одой стороны, может рассматриваться как гармонизация внутреннего мироощущения личности в процессе потребления продукта культуры, имеющего информационную ценность. С другой стороны, любое культурное явление - плод творческих усилий субъекта и его сознание гармонизирует более широкий фрагмент пространства. Именно гармонизация информационных взаимоотношений составляет основную системообразующую связь информационной культуры и эта связь проявляет себя в деятельности всех социальных институтов, образующих ее организационную структуру.