Сложные изменения, произошедшие в обществе за последние десятилетия, привели к необходимости сосредоточиться на проблеме формирования культурно-продуктивной личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни. Недаром С.Л.Рубинштейн отмечал, что жизнь - это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Способности организации жизни, к решению ее новых противоречий, к построению ценностных отношений можно назвать жизненной позицией, которая становится «главной линией» жизни личности, потенциалом ее развития, своеобразной опорой и крепостью. К сожалению, проведенное исследование выпускников психологического отделения ИСИ Мордовского госуниверситета показало, что более 67 % из них не задумываются о смысле жизни, их будущая профессия никак не связана со смысложизненными ориентациями. Этот факт можно объяснить тем, что значительная часть студентов не планирует работать по специальности. Наблюдается диссонанс между смысложизненными ориентациями юношей и девушек и направленностью их профессиональной подготовки. Поэтому можно предположить, что образовательный процесс в вузе явно недостаточно осуществляет личностную подготовку молодого человека к ответственному шагу - выбору «главной линии» своей жизни, определению системы ценностей, на основе которой выстраиваются жизненные цели. По существу ответственность - это ключевой момент в формировании личности, ее работы над собой. Ответственность и осмысленность жизни оказывают влияние на удовлетворенность жизнью, определяет эффективность реализации жизненных целей личности. Однако в процессе развития общества и смены общественной морали человек должен переосмысливать свою систему ценностей, вследствие чего его жизненные цели должны наполняться новым содержанием. Сохранение активности при изменении жизненной позиции позволяет отделить подлинно личностную активность от социально-психологических опор. Нужно научиться ощущать себя самостоятельным и ответственным человеком в самых разнообразных условиях, утверждает А.И.Соложеницын. Россия всегда славилась духовным ядром и поэтому личность всегда должны быть выше обстоятельств. Только такая позиция способна помочь человеку в поиске собственного аутентичного бытия, стать «субъектом жизни» (С.Л.Рубинштейн), а не «субъектом отчужденной активности» (Э.Фромм).