Быстро меняющийся современный мир требует от человека непрерывной адаптации к изменяющимся нуждам и запросам общества, требует мобильности специалиста, но не пространственной, а профессиональной мобильности. Существует объективная необходимость изменения реальной профессиональной деятельности, формирование творческих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы. Этот процесс влияет и на личности балетного театра.
Современная экспериментальная психосемантика позволяет глубоко и детально исследовать личность. В ней реализуется парадигма конструктивизма (В.Ф. Петренко, 2005). Проблема жизненных ориентаций - важнейшая в в современных теориях личности. Главным психологическим средством личности являются ее жизненные принципы.
В работе дана оценка множества мотивов, которые оправдывают жизненные ориентиры личностей артистов балета, студентов и преподавателей в возрасте от 21 до 69 лет. Большинство - женщины. Было собрано 27 индивидуальных протоколов. Возрастную группу (36-69 лет) составили преподаватели. Исследования проводились по заданному списку (50 мотивов) согласно технике репертуарных решеток Дж. Келли с построением семантических пространств, моделирующих те категориальные структуры индивидуального сознания, которые выступают опосредующим звеном в функционировании личности как субъекта жизнедеятельности и развития.
В результате проведенного исследования выяснено, что жизненные ориентации артистов балета и студентов в возрасте 21-23 лет центрированы на себе и своих отношениях с другими, более всего отвечают задачам поддержания собственной идентичности вхождения в социум. Второй ценностный фактор обнаруживает стремление быть свободным, выражает отношение к жизни в целом и требование честности в отношениях с собой; желание быть реалистичными в оценках других, уважать их независимо от достижений. Третий ценностный фактор - чувство справедливости, долга; потребность в саморазвитии, комфорте и духовной свободе, потребность «выразить себя»; четвертый ценностный фактор - поиск смысла жизни и стремление к новизне. Ценностно-мотивационные ориентации данного фактора в совокупности отражают духовно-нравственные искания.