В настоящее время, когда обострились проблемы, связанные с экологией человека и охраной окружающей среды, весьма актуальным представляется изучение адаптивной значимости традиционных систем природопользования этносов, которые проявлялись как в материальной, так и в духовной сферах. В этом отношении большой интерес представляет исследование экологических воззрений, отраженных в культуре мордвы.
Мордовский народ, постоянно живущий на территории Волго-Окского региона, выработал экологически оптимальные способы самоорганизации хозяйства, позволяющие обеспечивать равновесие с природой, поддерживать телесно-духовную целостность. Сложившийся уклад жизни народа по отношению к миру, окружающей среде был ориентирован не на модель господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Отсюда вытекает и традиционное мировосприятие: все, что окружает человека - растения, животные, люди - создание единой природы, в которой все находятся в постоянном взаимодействии. Это не механический набор явлений, а естественная система, способствующая достижению гармонии в отношениях человека и природы, способ его бытия. Основополагающие элементы этой системы заложены в мифологических представлениях, обрядах и этических нормах мордвы. Именно они регулировали взаимоотношения человека и природной среды.
В обрядовой культуре мордвы прослеживаются следы почитания стихий (огня, воды, земли), а также растительности, которых олицетворяли божества, в основном женские (Тол ава - покровительница огня, Ведь ава - покровительница воды, Вирь ава - покровительница леса и др.). В их честь проводились моления (озксы) на предполагаемых местах обитания духов-покровителей: в лесах, у рек, родников и т.д. Чтобы божества были милостивы к людям, им приносились различные дары и совершались жертвоприношения.
На основе почитания законов природы в лице богов вырабатывались общепринятые нормы поведения, включавшие в себя морально-этическую культуру, ряд требований и запретов, основанных на гуманистическом принципе отношения к окружающей среде. Они не задавались как божьи заповеди или требования закона, но осуществлялись под влиянием мистической боязни определенных явлений или существ. Отголоски подобных верований зафиксированы во многих произведениях устно-поэтического творчества мордвы (мифах, сказках, песнях и т.п.). Огромный пласт правил социального поведения по отношению к различным объектам природы заключен и в обрядовых церемониях. Они не только формировали традиции, но и способствовали приобщению к ним молодого поколения. Во время обрядов и праздников мордвы бытовало множество действий адресованных как абиотическим (вода, атмосфера, погодные явления), так и биотическим (человек, животные, растения) сферам окружающего мира. Часто участники ритуалов обращались сразу ко всем природным силам в совокупности. Таким образом, они хотели символически соединиться с природой и с помощью нее получить жизненную энергию (то есть здоровье и плодовитость) для людей, скота, земли, а также избежать опасности от чуждых сил. В этих целях в обрядности широко использовались и сами природные элементы (земля, огонь, вода, растительность), которые выполняли разнообразные ритуальные функции.
Например, многие обрядовые действия с огнем и его производными (углями, золой, головнями) принадлежат к магии плодородия. Широко распространенное удобрение почвы золой породило поверье, что костры несут в себе некую благодатную силу. Поэтому, люди стали разбрасывать головни или рассыпать искры по полям. Плодородие земли всегда соединялось в сознании человека с плодородием и здоровьем людей и животных (перепрыгивание через костры, окуривание дымом людей, скота).
Люди издревле использовали обеззараживающие, очищающие свойства огня, придавая им сверхъестественное значение. Поэтому он применялся в катартических (очистительных) обрядах, которые часто проводились в преддверии больших событий: перед началом годовых сезонов, важных моментов в хозяйственной и личной жизни людей. В эти периоды человек старался очиститься духовно и физически, отгородиться от всякого зла и несчастий. Это очищение иногда принимало реальные формы: сжигание старых вещей, различного мусора, а иногда - иррациональные: уничтожение масок ряженых, ритуальных чучел, человеческих волос. С очистительными обрядами тесно соседствуют апотропеические и лечебные. Во время них с помощью пламени, или его производных (дыма, золы, углей), старались спугнуть и излечить болезни, прогнать смерть, колдунов и т.п.
Обрядовая роль огня в культуре мордвы не оставалась неизменной. Магические свойства, приписываемые пламени костров и домашнего очага постепенно перешли к церковным свечам, которые фигурируют во многих современных обрядах мордовского народа. Окуривание дымом людей, животных, помещений, производимое ранее пучками соломы, факелами, теперь в основном проводится ладаном или богородской травой. В тех же случаях, когда на каком-либо празднике жгут костры, это воспринимается уже не как ритуальное действо, а как зрелищный момент, который усиливает веселье.
Значительную роль в обрядности мордвы играла вода. Почитание воды, страх перед ней был вызван, в первую очередь, неспособностью понять и объяснить те или иные явления, связанные с ней. Вначале появились различные магические приемы, которые должны были оградить от водной стихии людей, их постройки, суда. Затем зарождаются верования в духов водоемов, породившие различные жертвоприношения (в том числе на ранних этапах и человеческие), которые должны были задобрить божеств. С развитием земледелия появляются молитвы и магические действия не только апотропеического, но и продуцирующего характера, направленные на повышение плодородия полей, скота, а также и людей. Наиболее распространенным магическим приемом при этом является обрызгивание водой посевов, животных и людей. Обливание водой имело и еще одну функцию - очистительную. В ее основе, вероятнее всего, лежат реальные очищающие свойства воды, которые человек возвел в сверхъестественную способность и пытался с ее помощью устранить влияние всякого зла. Впоследствии подобную роль стали преимущественно отводить воде, освященной в церкви.
С катартическими обрядами тесно переплеталась вера в целительные свойства воды. Действенным средством от многих болезней считалась ведь пря (ведь - вода, пря - голова, поверхность). Эта вода, которую брали из родника в полночь или рано утром, и к которой до этого никто не прикасался. Лечебной считалась и вода, взятая из трех источников. Особенно часто вода употреблялась при лечении глазных болезней, лихорадки, бесплодия.
Велика была вера народа и в мантическую (пророческую) силу воды. Широко было распространено использование заговоренной воды, которую, нередко, применяют и сейчас от сглаза, порчи и т.п. Ей умывают лицо, обмывают все тело, три раза обносят вокруг больного. При различных гаданиях на воду лили расплавленное олово или воск, сыпали золу.
После укрепления в быту мордвы православия, прежние языческие верования, связанные с водой, стали дополняться элементами христианского культа. В первую очередь, это широкое применение воды, освященной в церкви или каком-либо другом месте. Святую воду используют и в лечебных, очищающих целях. Ею умываются, поят больных людей, скот, окропляют дом и пр. По-прежнему существует вера и в сакральную силу заговоренной воды. При ее «получении», кроме вербальных средств, теперь часто используются культовые предметы христианства: иконы (их обмывание), кресты, ладан.
Что касается обрядов, связанных с растительностью, то их можно разделить на две большие группы: обряды с живыми растущими деревьями и с деревьями срубленными, а также с ветвями, цветами и прочей зеленью. Видимо, первая группа является более древней, она связана с культом священных рощ и деревьев. Это, в частности, выразилось в образе мирового дерева или древа жизни. Около него концентрировалась энергия солнца, воды и огня. К нему прикреплялись и штатолы (священные свечи). Под такими деревьями устраивали общественные праздники, совершали жертвоприношения, проводились поклонения силам земли и неба. Около них проводились народные собрания, протекал смотр общественных сил социума, жрецы судили людей.
Деревья были символами плодовитости и благополучия, поэтому до сих пор на эрзянской свадьбе в восточных районах Мордовии используется украшенная лентами и бумажными цветами ветка сосны или ели. Схожими причинами (обеспечение плодовитости людей и скота, благосостояния хозяев) был вызван и обычай сажать около места строительства нового дома какое-либо дерево, чаще всего яблоню, рябину, березу. Деревьям приписывалась и целительная сила. Вера в подобные их свойства, вероятно, берет свое начало от древнейших воззрений людей, которые видели в дереве «умирающем» зимой и «возрождающемся» весной средство для борьбы с болезнями, а также источник здоровья и физических сил.
В обрядовой культуре мордвы, помимо деревьев, широко была распространены также: ветви, травы, цветы. Из них во время весенне-летних праздников делали чучела людей и животных, их использовали в своих костюмах обрядовые персонажи (Спужалат, Калинат, Вирь ломать, Куклат). Зеленью и цветами, чаще всего венками, украшали себя девушки. Их применяли и в кулинарии, народной медицине, различных гаданиях.
Встречался у мордвы и обычай хлестанья людей и скота, так называемым, «прутом жизни» с целью передачи им живительных сил растений. Данный ритуал совершался на Вербное воскресенье, во время первого выгона скота, на свадьбе, при первом обмывании новорожденного.
Ветви деревьев, травы, цветы фигурировали и в качестве апотропеев (оберегов). Как правило, для этого использовались растения с сильным запахом или горьким вкусом (рябина, сирень, татарник, ладан), что и должно было, вероятно, отпугивать «нечистую» силу. Их клали в люльку младенца, ставили в передний угол избы или втыкали в дверные косяки. В катартических (очищающих) целях часто применяли богородскую траву, которую сейчас часто заменяют ладаном.
В зимний период живая зелень обычно заменялась распаренными березовыми ветвями или украшенным веником. Веник или метла служили атрибутами и некоторых обрядовых персонажей, которые использовали их в качестве «средств передвижения», «наказания» нерадивых хозяев и непослушных детей, а также оберегов.
Полевые материалы автора и других исследователей, изучающих обрядность мордвы, свидетельствуют, что в настоящее время ритуалы, связанные с культом священных деревьев и рощ, почти не сохранились. Второй же вид обрядовых действий, где фигурируют ветви, цветы, травы довольно широко распространен и сейчас. Хотя постепенно забываются такие их функции, как апотропеическая, продуцирующая и др., а на первый план выдвигается эстетическая роль зелени. И в наше время на многие праздники, особенно в весенне-летний период, для украшения домов, улиц, церквей из цветов и веток деревьев плетут гирлянды, девушки надевают на голову венки. На Троицу зеленью и венками убирают могилы. Широко распространенным стал обычай дарения букетов цветов.
Таким образом, обрядовая культура мордвы являвшаяся, по сути, универсальной формой регламентации общественной жизни, концентрировала в себе мировоззренческие установки этноса, в том числе и представления об окружающем мире. Мифологические воззрения и обряды регулировали такие взаимоотношения человека и природной среды, которые позволяли обеспечивать равновесие с природой, вместе с тем давая возможность полноценного функционирования этноса в хозяйственной сфере.
Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 07-01-23103 а/В