Можно выделить три основные стратегии, следуя которым, образовательные учреждения добиваются конкурентных преимуществ:
1) предоставление образовательных услуг высокого качества и низкой стоимости, т.е. предоставление доступных (бесплатных на конкурсной основе) образовательных услуг;
2) широкий спектр образовательных программ, направлений подготовки;
3) ориентация на потребителей для более полного удовлетворения их потребностей, интересов, запросов в образовательных услугах.
К факторам обеспечивающим успех образовательного учреждения в конкурентной борьбе, можно отнести следующие:
- фундаментальность подготовки специалистов образовательным учреждением;
- широкий профиль (ассортимент, спектр программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации);
- глубину специализации;
- применение информационных технологий обучения;
- высокий уровень научно-методического, материально-технического, кадрового, финансового обеспечения процесса оказания образовательных услуг;
- проведение научно-исследовательских работ, их востребованность;
- развитость социально-культурной базы образовательного учреждения;
- высокое качество образовательных услуг;
- создание условий и гарантий качественного образования (например, путем сертификации систем менеджмента качества и преподавателей, аккредитации образовательных программ);
- непрерывность, творческий и новаторский характер образования;
- практическую направленность обучения;
- допустимый уровень цены и выгодные условия оплаты;
- оптимальную длительность оказания образовательных услуг;
- оказание сопутствующих услуг, в том числе трудоустройство по окончанию образовательного учреждения;
- адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки;
- международный характер образования.