Анализ устойчивых процессов в мировой экономике, энергетических программ различных стран и состояние научных исследований указывает на неизбежность в первой половине ХХI в. увеличения энергопотребления. Согласно прогнозу в ближайшие десятилетия наиболее быстрый рост использования энергетических ресурсов будет наблюдаться в 2007-2012 гг., после чего начнется его замедление. Совокупное потребление энергии возрастет к 2030 г. до 20,3 млрд т у.т. В структуре топливно-энергетического баланса произойдет повышение доли газа при уменьшении доли угля и атомной энергии.
До 2010 г. будет продолжен начавшийся в 2004 г. рост потребления нефти в результате быстрой модернизации ряда крупных стран АТР (Китай, Индия и др.). В последующем, по мере технологического насыщения спроса в АТР, рост замедлится, а после 2025 г. стабилизируется глобальное потребление нефти. Потребление газа будет возрастать быстрыми темпами на протяжении всего периода за счет расширения его использования в энергетике и коммунально-бытовой сфере.
Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться качеством разведанной сырьевой базы, уровнем мировых цен на жидкое топливо, объемом внутреннего спроса, уровнем развития транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений. Инвестиции для реализации намеченных целей в нефтяном комплексе до 2020 г. составят 96-213 млрд дол. Основными источниками капитальных вложений выступят собственные средства вертикально-интегрированных компаний. При освоении новых районов добычи целесообразно привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования.
Интересы России при развитии систем транспорта нефти и газа заключаются в максимальном использовании существующей на российской территории и создании новой нефте- и газотранспортной инфраструктуры, в переориентации при необходимости части потоков нефти, а после 2015 г. - и газа с высококонкурентных европейских рынков на быстрорастущие рынки АТР и емкий рынок Северной Америки, в том числе с использованием схем замещения, а также в минимизации экономических и политических рисков при реализации этих проектов. Приоритетными маршрутами для развития инфраструктуры транспорта нефти и газа должны стать балтийское, северное и восточное направления.
Приступая к описанию процессов моделирования и выбора стратегии ЕМ в условиях глобализирующейся экономики, заметим, что моделирование - распространенный инструмент в современной теоретической экономике.
Моделирование представляет собой метод исследования объекта, который основан на создании и последующем анализе искусственного объекта (объекта-посредника), имеющего определенное существенное сходство с реальным объектом и обладающего рядом свойств последнего. Такой объект-посредник называется моделью объекта. Модель описывается с использованием специального языка. По языку представления экономические модели подразделяют на вербальные (словесно-описательные), математические и графические, встречаются и смешанные модели. В макро- и мегаэкономике используются все типы моделей, однако приоритетной считается вербальная вследствие ее транспарентности.
Заметим, что модель как инструмент теоретической экономики не отражает всех процессов, протекающих в рамках экономического пространства, но, не претендуя на всесторонность охвата действительности, она высвечивает именно ключевые зависимости.
Таким образом, формирование динамической устойчивости олигополистических структур, функционирующих на рынке нефти и нефтепродуктов в пределах их реформирования, имеет большое значение для решения проблем организации конкуренции, иначе дезинтеграция теряет всякий смысл. Считаем целесообразным обеспечение свободного доступа предприятий к сетевым структурам и устранение входных барьеров.