Следует признать, что современные вузы медицинского профиля нацелены на организацию и совершенствование в большей степени учебного, чем научного процесса. Это определяется как их штатным расписанием, так и соответствующими требованиями вышестоящих министерств и ведомств. Такая ситуация расчленения учебно-образовательного процесса и научной деятельности, сложилась достаточно давно и, с учетом наличия специализированных научных учреждений, устраивала всех, за исключением, по-видимому, здравого смысла. Она закрепляет редукционизский подход к изучению окружающих нас явлений и закономерностей, причем уже на самых начальных этапах, когда формируются концептуальные основы познания и закладываются профессиональные навыки. Этот подход закрепляется не только в соответствующем профиле узкой специальности, но и лежит в основе научной деятельности сотрудников кафедр. Те или иные исследования, проводимые на кафедрах Вузов, опираются либо на академические структуры, что в условиях существующих экономических реалий достаточно проблематично, либо используют собственные базы и оборудование, что во многом не отвечает современным требованиям к научным исследованиям. В организации вузовской науки, кроме того, с учетом расчленения образовательного процесса преобладают исследования по частным направлениям, которые ведутся на кафедрах, что в большинстве своем также не проводит к выявлению новых оригинальных фактов. Очевидна необходимость усилий, направленных на совершенствование процессов по интеграции учебно-образовательного и научного процессов, что позволит повысить качество образовательных программ, за счет привлечения соответствующих ученых и специалистов, с одной стороны и, с другой, углубить, расширить и структурировать диапазон научных исследований. Наконец, такая интеграция позволит повысить эффективность и рентабельность научных исследований, за счет снижения численности научных сотрудников и повышения капиталовложений в научные исследования. Существует несколько вариантов такой интеграции, которыми, как нами представляется, необходимо руководствоваться при организации научных исследований в вузах медицинского профиля. Первый из них это составление совместных с различными учреждениями и ведомствами комплексных программ и проектов, либо на основе обоюдной заинтересованности, либо на основе подготовки совместных грантов. Второй- это реанимация центров коллективного пользования для кафедр вуза с целевым финансированием на покупку дорогостоящего оборудования и реактивов, что невозможно реализовать в условиях полного хозрасчета. Третий путь это реорганизация структуры вузовских кафедр, по аналогии с ранее существовавшими в России, когда в штате кафедры были ставки научных исследователей. Эта организационная структура стимулировала в свое время формирование крупных научно-исследовательских и образовательных школ, в основе деятельности которых была заложена интеграция научного и учебного процессов. В четвертых, это создание «сквозных» образовательных программ, по «базовым дисциплинам» предусматривающих включение на старших курсах лекций по теории систем, экологии и интегративной биологии и медицине. Если преимущество того или иного вариантов реорганизации вузовской науки имеет свои плюсы и минусы и их можно и нужно обсуждать, но одно несомненно, что такая реорганизация назрела и требует своего быстрейшего решения.