Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова ведет подготовку специалистов на базе общего среднего образования по восьми специальностям: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения», «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Стандартизация и сертификация», «Экспертиза качества потребительских товаров», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика и бухгалтерский учет». При этом центральной стратегической задачей колледжа является обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников путем приближения подготовки специалистов к реальным условиям производства с одновременным повышением их компетентности и нацеленности на достижение высших профессиональных и социальных вершин.
Выбор такой стратегической задачи привел к тому, что для колледжа к двум традиционным вопросам, наиболее остро стоящим именно перед учреждениями среднего специального образования, готовящими специалистов для современного производства:
- каким требованиям должен удовлетворять этот специалист, чтобы он был конкурентоспособен и востребован;
- как подготовить такого конкурентоспособного специалиста, не имея того самого высокотехнологичного оборудования, на котором он должен будет в дальнейшем работать; добавился еще и третий - как подготовить не просто исполнителя, но творческую личность, с инновационным мышлением и настроенную на достижение высших профессиональных и социальных результатов?
Наш первоначальный опыт показал, что наиболее эффективным направлением в разрешении этих трех вопросов является интеграция образовательных ресурсов колледжа и его стратегических социальных партнеров.
К идее интеграции образовательных ресурсов колледжа с социальными партнерами нас привела концепция конкурентоспособности, которая рассматривает ее как способность предприятий и отраслей завоевывать и укреплять позиции на рынках труда. В свою очередь для реализации этой концепции необходима специальная поддерживающая ее система, включающая как минимум три основные составляющие:
- работодатель, потребляющий результаты достижений образования и определяющий требования к выпускникам образовательных учреждений на современном этапе развития общества;
- образование, которое должно учитывать требования рынка работодателей, обуславливая конкурентоспособность;
- качественно новая (инновационная) образовательная среда, необходимая для подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих качественно новым уровнем компетенций.
Под образовательными ресурсами в рамках предлагаемой нами концепции интеграции мы понимаем: учебно-методическое, научно-методическое и нормативное обеспечение учебного процесса, производственно-лабораторное оборудование, программное обеспечение и вычислительные ресурсы, а также кадровый потенциал.
Именно в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и стратегических работодателей мы видим основной путь развития профессионального образования и выведения его на уровень требований сегодняшнего дня. Ведь чтобы отвечать требованиям современности, профессиональное образование призвано предвосхищать основные тенденции будущей реальности и воплощать это будущее в новых формах и технологиях обучения. Между профессиональным образованием и реальной жизнью необходимо создать своеобразную когнитивную инфраструктуру образования, которая и будет обеспечивать трансляцию профессионально значимого знания в систему образования. Прообразом такой инфраструктуры на наш взгляд и может быть инновационная образовательная среда, созданная путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и его стратегических социальных партнеров.
Для обеспечения реализации предложенной концепции интеграции и активизации взаимодействия с работодателями в колледже при Попечительском Совете был создан Совет по социальному партнерству, в состав которого вошли практически все руководители кадровых служб социальных партнеров, а также заместители директора колледжа по учебной и учебно-производственной работе. Благодаря деятельности Совета по социальному партнерству, а также подготовки колледжем специалистов по восьми специальностям в настоящее время мы имеем 23 договора о социальном партнерстве, как с крупными акционерными обществами авиационной и ракетной отраслей, так и с предприятиями среднего и малого бизнеса.
Реализация предложенной интеграции образовательных ресурсов позволила нам повысить качество подготовки и востребованность специалистов практически по всем специальностям, выпускаемым колледжем. Однако, для специальностей, готовящих специалистов для высокотехнологичных производств, этого оказалось недостаточно. В настоящее время для трех базовых специальностей колледжа: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем», которые тесно взаимосвязаны между собой и представляют некий неразделимый симбиоз в подготовке современного специалиста для высокотехнологичных производств, сейчас реализуется новый проект интеграции. Этот проект предусматривает комплексную и более углубленную интеграцию образовательных ресурсов колледжа и его ведущих стратегических социальных партнеров - предприятий высокотехнологичного производства, входящих в объединенную авиационную корпорацию и корпорацию «Тактическое ракетное вооружение».
Данный проект «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств» был заявлен на конкурс государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы и стал одним из его победителей[1].
В рамках данного проекта по специальности «Производство летательных аппаратов» на повышенном уровне подготовка осуществляется по двум направлениям:
- углубленная подготовка в рамках основной специальности со специализацией «Производство морских летательных аппаратов» для основного социального партнера - ОАО ТАНТК им. Г.М.Бериева, который является единственным в России комплексом по разработке и производству гидросамолетов. При этом данный социальный партнер для обеспечения специализации предоставляет в распоряжение колледжа свою производственно-лабораторную базу, формулирует требования к необходимым новым учебным дисциплинам и оказывает помощь в обеспечении этих учебных курсов кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов;
- подготовка со специализацией «Техническое обслуживание и ремонт летательных аппаратов», открытая по заказу второго социального партнера - ОАО «325 авиационный ремонтный завод» на его производственно-лабораторной базе с широким привлечением специалистов завода к учебному процессу по данной специализации.
Кроме того, для данной специальности, в рамках проекта, по совместному предложению уже двух социальных партнеров - ОАО ТАНТК им. Г.М.Бериева и ОАО ТАВИА - предусматривается открытие еще одного направления углубленной подготовки - по программе «Информационно-коммуникационные технологии». Для этой цели социальные партнеры также готовы предоставить необходимую производственно-лабораторную базу и помочь в обеспечении учебных курсов специализации кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов. По сути дела предлагается осуществить симбиоз двух специальностей «Производство летательных аппаратов» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем».
Для специальности «Технология машиностроения» в рамках проекта по предложению всех пяти стратегических партнеров, планируется открытие подготовки по повышенному уровню с направлением углубленной подготовки по программе «Информационно-коммуникационные технологии», т.е. осуществить симбиоз специальностей «Технология машиностроения» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем». Для этого все социальные партнеры готовы предоставить необходимую производственно-лабораторную базу и помочь в обеспечении учебных курсов специализации кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов.
По специальности «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем» в рамках проекта, по предложению всех стратегических партнеров, предполагается открытие подготовки по повышенному уровню с углубленной подготовкой в области основной специальности. Для этой цели все социальные партнеры готовы предоставить необходимую производственно-лабораторную базу и обеспечить учебные курсы углубленной подготовки кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов.
Для разрешения третьего из острых вопросов, позволяющих вывести подготовку специалиста на качественно новый уровень - подготовка специалиста как творческой личности, с инновационным мышлением и настроенной на достижение высших профессиональных и социальных результатов - в колледже в рамках концепции личностно-ориентированного обучения разработана и внедрена комплексная программа вовлечения студентов в исследовательскую и творческую деятельность, которая включает в себя научно-исследовательскую и экспериментальную работу, а также организацию научно-технического творчества. В инновационной системе подготовки специалистов, данные формы деятельности становятся основными и необходимыми с точки зрения потребления новых знаний студентами. Именно они позволяют закладывать основы инновационного мышления у студентов и способствуют повышению профессионального уровня выпускников, что в конечном итоге и обеспечивает их востребованность предприятиями промышленности, работающими по перспективным направлениям на уровне современных технологий.
В свою очередь, с целью «вооружения» будущего специалиста неким акмеологическим инструментарием и придания его подготовке необходимой акмеологической направленности, обеспечивающей формирование стремления специалиста к достижению высших профессиональных и социальных результатов, нами в систему подготовки были включены специальные элективные курсы как психолого-акмеологической, так и региональной направленности. При этом курсы психолого-акмеологической ориентации должны обеспечивать ориентацию и развитие личности в аспекте определения своего призвания, а курсы региональной направленности - ускорять процесс адаптации получаемой студентом профессии к потребностям регионального рынка труда. Вопросы формирования акмеологической направленности у будущих специалистов подробно изложены в монографии[2].
Главной целью, которая реализуется в ходе предложенной интеграции образовательных ресурсов, является создание инновационного механизма взаимодействия колледжа и социальных партнеров для подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов со средним профессиональным образованием для высокотехнологичных производств. При этом, формируется специалист нацеленный на достижение высших результатов и обладающий инновационным мышлением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2007 г. №148 «Об утверждении перечня государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования - победителей конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования , внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, с объемом их государственной поддержки.
- Медведев В.П., Денисова Л.Н. Система подготовки акмеологически ориентированной личности специалиста - Таганрог, 2005, 271с.