Высшей школе отводится ведущая роль в формировании кадрового потенциала общества, создании основы для распространения и внедрения новых знаний и технологий. В современных условиях образование должно носить опережающий характер. По мнению А. Тойнби образованию «принадлежит приоритетная роль в разрешении противоречий между новой формирующейся цивилизацией и отстающей консервативной культурой». (4.С. 255) Проблема опережающего образования в современном обществе актуализировалась по ряду причин, но одна из главных - традиционная консервативность системы образования. «Удваивая, благодаря собственной инертности, действие логики, характерной для процесса канононизации, система образования участвует в поддержании разрыва между культурой, производимой полем производства и школьной культурой упрощенной и рационализированной, с помощью и для нужд зазубривания» - писал П. Бурдье. (1. С.58) Новое образование, по мнению А. Тоффлера должно ориентироваться не на прошлое и настоящее, а на будущее, носить опережающий характер. Усилия современного образования направлены к исчезающей системе. Чтобы избежать футуршока, нужно создать супериндустриальную систему образования, следовательно, искать цели и методы воспитания и образования в будущем, а не в прошлом. Прямой обязанностью образования является повышение способности индивидов справляться со скоростными социальными изменениями. Для студентов и преподавателей важно научиться предвидеть направление и уровень будущих изменений. Чтобы создать супериндустриальное образование, нужно сначала сгенирировать последовательные, альтернативные образы будущего - сделать предположение о видах работ, профессиях и должностях, которые могут понадобиться через двадцать или пятьдесят лет, о видах семейных форм человеческих взаимоотношений, которые будут превалировать, об этнических и моральных проблемах, которые возникнут, о технологии, которая будет окружать нас, об организованных структурах, в которые нам предстоит влиться. «Только делая такие определенные, обдуманные и систематизированные предположения и постоянно корректируя их, мы сможем установить природу познавательных и эмоциональных умений, которые потребуются людям завтрашнего дня, чтобы перенести ускоряющий толчок». (5. С.397)
В процессе подготовки специалистов обнаружилось значительное отставание образования от социальных изменений. В связи с изменением базовой парадигмы организационного управления наблюдается тенденция к переходу от технократической философии бизнеса к гуманистической, в основе которой лежит идея о приоритете самореализации человека в производственной деятельности, что является основным условием эффективного развития организации. Процессы деструктуризации и децентрализации, возникновение самоуправляемых бригад на различных организационных уровнях уменьшили важность и необходимость контроля руководством копании и увеличили значимость организационной культуры - того «клея», который скрепляет и удерживает организацию как единое целое. Успех деятельности организации определяют человеческие ресурсы и качественные характеристики отношений сотрудников в организации. Как показывает опыт, высокоэффективными являются организации, построенные на принципах сотрудничества, взаимной поддержки, увеличение потенциала каждого.(6.С.164) В нашей стране создание организации, в основе которой лежат данные принципы управления, сталкивается с рядом проблем. Многие руководители объявляют свои фирмы «командой», а сотрудников - ее членами. В некоторых случаях это соответствует действительности, но чаще всего качество взаимодействий в группе и внутренняя позиция руководителя не более чем декларация желаемого. Организация функциональна тогда, когда она построена на сотрудничестве, открытости, доверии, искренности, внимательном отношении к другим. Все эти качества, присущие членам организации, позволяют выстраивать партнерские отношения. В основе психологических характеристик личности, способной выстраивать данные отношения лежит сформированная я - концепция, складывающаяся из отношения к себе, к окружающим людям, к деятельности, жизни. Люди, входящие в организации должны иметь позитивное самосознание, уметь ценить свою и чужую индивидуальность, быть ориентированными на продуктивную, творческую совместную деятельность. В январе - феврале 2005 г. было проведено исследование, цель которого - изучение требований работодателей к профессиональной подготовке рабочей силы. (2.С.41) «Успешные предприятии, активно проводящие модернизацию, стремятся к формированию новационных команд, где персонал должен состоять не из обычных исполнителей, а высокоадаптивных обучающихся, с творческим подходом к работе, умеющих работать на общий результат работников. Вместе с тем подобный запрос предприятий премиум-класса сталкивается с рядом ограничений. Сигналом об ограничениях является то, что даже на успешных предприятиях, чьи ресурсы позволяют нанимать более дорогую и квалифицированную рабочую силу, менеджеры не могут решить проблему «старения» персонала по отдельным категориям работников. Основной причиной становиться неудовлетворенность работодателей качеством нынешней подготовки молодых кандидатов, уступающих «старшим» работникам, - доверие у работодателей достаточно низкое, а адаптация молодых сотрудников требует от предприятий значительных затрат, денег и времени». (2.С.58) Наиболее предпочтительными качествами при наборе персонала, по данным этого же исследования является уровень профессиональных знаний, дисциплинированность, умение работать в команде, чувство ответственности, готовность учиться, осваивать новое. Вместе с этим проводимые исследования подтверждают тот факт что, сложившиеся принципы образования отличаются рядом противоречий по отношению к характеру трудовой деятельности человека. Например, образование носит преимущественно индивидуальный характер, а процесс выработки практических решений - групповой, учебный процесс строится как репродуктивно - подражательский, а практическая деятельность - требует творчества и активности.
Модель специалиста, формируемая сводом требований, предъявляемых к нему со стороны производства, находит отражение при выстраивании образовательной стратегии в процессе обучения студентов в вузе. Идеальный учебный процесс обеспечивает студенту приобретение знаний и опыта для будущей деятельности специалиста. В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это ориентация образования не только на усвоение студентом определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие: умение действовать согласованно в процессе реализации целей, умения выстраивать партнерские отношения, умения самостоятельно развиваться. Формирование компетенции возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен при использование методов интерактивного обучения. Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения.. Методами и формами интерактивного обучения являются: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий; встречи с приглашенными специалистами и др. Достоинствами интерактивных методов обучения является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса); сформировать у обучаемых умения ориентироваться в нестандартных ситуациях; выявлять, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и решать конкретные производственные проблемы, развивать навыки работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений и устанавливать взаимопонимания между участниками процесса. (3.с.12)
Использование преподавателем интерактивных методов обучения предполагает, прежде всего, изменение его собственной личностной позиции и роли в учебной ситуации, перестройки внутренней картины этой ситуации.
Лидерами преобразования выступают преподаватели - новаторы, осуществляющие внедрение интерактивных методов обучения, позволяющие готовить специалистов в соответствии с требованиями современной организацией производственного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бурдье П. Рынок символической продукции// Вопросы социологии. 1993-№ 1
- Бондаренко Н. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников.//Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискурс. №3(77) 2005
- Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
- Тойнби А. Постижение истории. М 1991.
- Тофлер А. Футурошок. СПб., 1997.
- Эрих Кирхлер, Катя Майер Пести, Ева Хофманн. Психологические теории организации//Психология труда и организационная психология/Гуманитарный центр, 2005, - 312с.