В XX-м столетии, для того чтобы найти свое место в жизни и быть полезным обществу молодые люди получали специальное образование один раз на всю жизнь. Век технологий, III-е тысячелетие, вносит свои коррективы. Рынок труда предъявляет к специалистам, независимо от давности полученной специальности, их постоянного квалификационного совершенствования. А к методологии профессиональных знаний ее объективной коррекции.
Эффективное развитие современного образования невозможно без его синтеза с наукой, взаимодействия научных и образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство главной составляющей научно-технического потенциала - исследователей - за счет отбора, подготовки и участия в НИР перспективных и талантливых студентов и молодых специалистов. В тоже время этот процесс позволяет развивать научно - педагогический потенциал высшей школы, обновлять содержание учебных программ и курсов, технологий и методов обучения. На действующем сегодня этапе реформирования системы образования необходим переход к новым педагогическим технологиям и современным методам образования. Обучающиеся, и особенно слушатели техникумов (колледжей) и вузов, должны располагать более значительным временем для самостоятельной работы. Образовательный процесс следует переориентировать на воспитание творческой личности, подготовленной к эффективной жизнедеятельности в условиях сложного современного мира [4].
Независимо от вида и профиля ВУЗа необходимо всегда помнить, что в процессе обучения преобладающими были и остаются вербальные, объяснительно-иллюстративные методы обучения. Которые во многом, как показала практика, сковывают творческую активность слушателей как будущих специалистов и ряд из них в процессе обучения, а затем и в трудовой своей деятельности теряются как личности.
Неумение общаться, проблемы в коммуникативной сфере приносят молодым людям много неудобств при разрешении ими различных практических задач, а также снижают удовлетворенность от процесса общения. Если к этому добавляется недостаточное знание себя, своего внутреннего мира, особенностей взаимодействия людей, то увеличивается как количество проблем, так и их глобальность. При всей видимой внешней раскованности современных молодых людей, они обладают большим количеством личностных проблем, многие из которых базируются на неумении налаживать контакты, продолжать начатое общение, прогнозировать результаты своих действий и высказываний [1].
«Слово - дело великое, - писал Лев Толстой. - Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Но только в том случае, если мы владеем этим словом. К сожалению, в наше время это удается немногим, правильная речь стала редкостью, уровень речевой культуры постоянно снижается [3].
В Древней Греции и Древнем Риме в теории и практике ораторского искусства зародилось учение о речевой культуре. В России М. В. Ломоносов развил данное учение на материалах отечественной словесности. Современная профессиональная подготовка специалистов немыслима без привития им основ риторики. Основная цель обучения основам риторики - повышение культурного уровня не только специалиста, но в первую очередь человека и общества в целом. Процесс обучения «искусству красноречия» должен быть направлен на выполнение следующих основополагающих задач:
- умению озвучивать мысли;
- убеждать слушателей в правоте своих взглядов;
- научить профессионально, ориентироваться «в бурном море речевой стихии, понимать окружающих и себя в качестве человека говорящего» (А. К. Михальская).
Получив основы ораторского искусства, слушатели будут иметь возможность уже в учебных аудиториях через выступления - миниатюры снять психологический дискомфорт и приобрести изначальный опыт оратора.
Специальных стилей языка насчитывается немного. Обычно под специальными стилями подразумеваются художественный, научный, деловой, публицистический, разговорно-бытовой и производственно-технический. Чем богаче система языка у будущих специалистов, тем больше возможностей у них варьировать речевой структурой, обеспечивая оптимальные условия коммуникативного речевого воздействия. Чем шире и свободнее речевые навыки будущего специалиста, тем лучше, при прочих равных условиях, он будет формулировать свою речь, ее коммуникативные качества - правильность, точность, выразительность и прочие достоинства.
Одной из современных проблем молодых людей является и их социальная адаптация, способствующая многим при обучении и при дальнейшем трудовом процессе успешно раскрыться как творческой личности. Другим, увы, не взявшим ее на вооружение, процесс становления как личности, сталкивается с массой многоплановых проблем.
Творческая активность слушателя в процессе обучения в учебном заведении играет роль пустого механизма, позволяющего педагогу дать направляющие моменты обучаемому для раскрытия личностных интеллектуальных способностей. Только от личностной творческой активности слушателя всецело зависит динамика приобретения знаний, навыков и умений в избранной специальности и их дальнейшая реализация в определенной сфере трудовой деятельности.
В совершенствовании высшего образования получает развитие системная методология как основа нового мировоззрения и интегрального освоения знаний. Система современных подходов к образованию заключается в реализации понимания цели образования, формулировании философичности образования как тенденции его развития. При этом предполагается открытость мысли, логики, эврастичность и проблемность образования. Такие подходы развивают системное мышление и способность видеть природную или антропогенную систему, в которой проявляется данное явление. В свою очередь системообразующий метод общенаучных дисциплин в образовании должен создаваться на основе социально-личностно-деятельного подхода и включать в себя подготовку ко всем видам будущей профессиональной деятельности специалиста [5].
Одним из направлений совершенствования современного учебного процесса, побуждающим и стимулирующим повышение активности обучаемых и степени усвоения материала, является создание электронных учебников (ЭУ). Большое внимание при создании ЭУ следует уделять разработке интерфейса, так как основное «взаимоотношение» обучаемого с компьютером осуществляется именно через экран, при этом представляемая информация не должна утомлять обучаемого, не являться избыточной и в то же время не быть малоинформативной [2].
При обучении естественным наукам, наиболее приемлемым исходя, из особенностей предметов, на наш взгляд, является использование компьютера. Например, при моделировании с помощью имитационных средств химических и микробиологических процессов и явлений, лабораторное использования компьютера в режиме интерфейса будет способствовать более качественному процессу изложения учебного материала и контроля его усвоения. На занятиях могут быть использованы определенные компьютерные программы, при этом функции преподавателя и компьютера различны. Программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать календарно-тематическому плану дисциплины и профилю обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и специальных предметных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.
Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе способствует профессорско-преподавательскому составу учебных заведений всех уровней с наибольшей отдачей реализовать свои педагогические идеи.
Разработанные на сегодняшний день для учебного процесса программы используются в различных предметных областях, но разработка эффективной обучающей системы это очень сложный поэтапный процесс концептуального выбора и адекватной реализации. При общении со слушателями становится очевидным, что учебный процесс должен проходить с максимальным применением компьютерной техники, оптимизирующей деятельность педагога и аудитории, способствующей совместному решению учебно-методологических проблем. Одновременно высвобождая педагогу время для своего профессионального совершенствования. Компьютеризация повышает компетентность, личностный приоритет педагога по конкретной дисциплине.
Поэтому, основополагающими моментами при выборе новых технологий для внедрения в учебный процесс всех уровней обучения, необходимо учитывать адаптивность молодых людей к воздействию социальной среды, их творческую активность, интеллектуальный потенциал и техническую оснащенность учебных заведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Блинова И. Л. Методика развития коммуникативных умений у студентов педагогического вуза /Вузовская наука в условиях реформирования российского образования //Материалы ежегодной научно - практической конференции преподавателей и аспирантов. - Кострома. КГУ им. Н. А. Некрасова, 1998. I часть. - С. 18 - 20.
- Васильков Ю. В. Концепция электронных учебников /Совершенствование методики преподавания в высшей школе в условиях реформирования системы образования. Кострома. КГТУ, 1998. - С. 68.
- Голуб И. Б. Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М., 1997. - 268 с.
- Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. - М., 2001. - С. 774 - 778.
- Окуловская Н. В. О системном подходе к преподаванию естественно - научных дисциплин/ Н. В. Окуловская, Н. М. Ашнин, Н. П. Новоселов //Совершенствование методики преподавания в высшей школе в условиях реформирования системы образования. Кострома. КГТУ , 1998. - С. 29 - 30.