Перестройка высшей школы обусловила новые подходы к системе образования. Немаловажным в этой системе является изучение социально-экономических, духовных потребностей молодежи и анализ рынка образовательных услуг. То, что было ценным и приоритетным в конце прошлого века, постепенно девальвировалось. Появились новые приоритеты в обществе, политике и культуре. В настоящее время в Казанском университете культуры и искусств молодежи предлагаются 28 специальностей и 55 специализаций, среди них - мультимедийное направление, гостиничный бизнес, компьютерные технологии в информационных системах, дизайн мультимедийных ресурсов, экономика и управление в области культуры и искусства, социально-культурная деятельность, специализации в области музыкального и театрального искусства, музейное дело и охрана памятников и др. Преподавателям вуза весьма сложно адаптироваться в бесконечно меняющейся социокультурной среде и без самосовершенствования невозможно поддерживать свой научно-педагогический статус. Многие творческие специальности, в частности, музыкальное образование становится не престижным. Востребованные специальности чаще имеют выход на шоу-бизнес и эстрадное исполнительство. Наряду с этим молодежь испытывает тягу к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству, песенному и инструментальному фольклору. Мы изучаем спрос студенческой молодежи и открываем новые направления. Одно из них - этнохудожественное, связанное с сохранением и развитием коренных устоев народной художественной культуры. Данное направление особенно притягательно для сельской молодежи, в той или иной мере знакомой с народным творчеством. Благородные цели возрождения народных культур России и Татарстана доминируют в основах специализации «Руководитель этнокультурного центра», впервые внедренной на кафедре этнохудожественного творчества в 2004/2005 учебном году. Музыковедам взяться за подготовку этнокультурологов помогли их научные пристрастия и диссертационные исследования в области фольклора. Кем же станут будущие специалисты в области народной художественной культуры? Это будут знатоки фольклора, организаторы (менеджеры) фестивалей, смотров, выставок народного художественного творчества, руководители фольклорных центров (студий), домов народного творчества. Педагоги в области народной культуры весьма востребованы в дошкольных учреждениях, лицеях, школах, гимназиях и высших учебных заведениях.
Внедрение нового направления связано с рядом трудностей. Первое из них - отсутствие собственных преподавательских кадров с базовым университетским образованием в области этнокультуры. Нам нужны специалисты по этнографии, этнологии, этнической истории, этнопедагогике, этнопсихологии, этнолингвистике, устному народному творчеству, фольклорным праздникам и народным играм. Институт национальных искусств при Казанском государственном университете культуры и искусств приглашает докторов и кандидатов наук-фольклористов из консерватории и Татарского фольклорного центра при Министерстве культуры РТ Яковлева В.И., Макарова Г.М., практиков в области обрядовой культуры канд. пед. наук Еникееву А.Р., Гилязова Р.Г. Преподаватели общественных наук также с энтузиазмом откликнулись на нашу просьбу разработать новые курсы по этнологии, мифологии, фольклористике и народным играм. Таким образом, постепенно формировался педагогический состав, способный поднять новый пласт этнокультуры.
Открытие данной специализации весьма актуально в наше кризисное время социально-экономических перемен и засилья массовой попсовой, бездуховной культуры. Этому бесконтрольному натиску может противостоять вечно живая классика и богатое, эстетически совершенное искусство народа, а мы, педагоги, призваны выработать у молодежи ценностные ориентации в отношении художественно-культурного наследия России, родного края и народов мира. В связи с этим разрабатываются федеральные и региональные программы возрождения национальных культур, координируются действия художественно-просветительских учреждений и творческих организаций по дальнейшему развитию национальных искусств в регионах России. Ближайшими помощниками в этом благом деле призваны стать специалисты по этнокультуре.
В процессе их подготовки нами предусмотрено многоуровневое ступенчатое образование. В настоящее время существуют разные методики изучения народного искусства в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях. Мы культивируем комплексное изучение национальной традиционной культуры как целостного явления, включающего древние обряды, самобытные обычаи, старинные музыкальные пласты и различные формы декоративно-прикладного искусства.
Данная концепция имеет прогрессивное значение, она предусматривает изучение фольклора устно-поэтического, песенного, инструментального, а также ознакомление с народными играми, декоративно-прикладным искусством, народными праздниками и национальными традициями. Именно такой подход в процессе подготовки специалистов в области этнокультуры представляется нам целесообразным.