Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В современных условиях рыночные преобразования российской экономики сопровождаются сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства и разработкой национальных проектов. Качественное обновление отечественной экономики, выполнение задач, поставленных президентом России В. В. Путиным по удвоению ВВП, может произойти только при обеспечении эффективного функционирования предпринимательских структур на потребительских рынках, активной роли потребления в воспроизводственном процессе. В этих условиях продолжающиеся экономические реформы нуждаются в корректировке стратегии организационно-экономических преобразований и выработке новых направлений, обеспечивающих поступательное экономическое развитие регионов, рост конкурентоспособности отечественных предприятий и их товаров. Исследование конъюнктурных изменений на мировом рынке убедительно доказывает, что для формирования благоприятных условий экономического роста страны необходимо наличие эффективного предпринимательского сектора с развитым инфраструктурным обеспечением.

Экономическая диагностика рассматривается нами как процесс самостоятельного исследования ключевых проблем в системе управления спросом и предложением и установления диагноза в поведении взаимодействующих субъектов потребительского рынка. Экономическая диагностика конъюнктуры потребительского рынка показывает позитивные и негативные изменения. Потребительский рынок требует эффективного регулирования, поскольку в данном сегменте экономики реализуется более половины ВВП России и переплетаются интересы всех субъектов: производителей, посредников и потребителей конечной продукции.

Экономический анализ деятельности субъектов потребительского рынка Северо-Западного федерального округа позволил выделить следующие особенности предпринимательской деятельности на региональном уровне:

  • низкий уровень взаимодействия предпринимательских структур на потребительских рынках, что создает сложности в обеспечении конкурентоспособности товара;
  • зависимость экономической деятельности предпринимательских структур от региональной политики и факторов инновационной политики, производственной направленности, а также кадрового обеспечения;
  • значительно более высокий уровень риска, связанный с состоянием экономики, низким платежеспособным спросом, недостаточным инфраструктурным и информационным обеспечением;
  • отсутствие в регионах развитого электронного потребительского рынка;
  • менее заметно влияние уровня научно-технического потенциала;
  • низкий уровень профессиональной и квалификационной деятельности по сравнению с мегаполисами снижает производительность труда и конечные результаты производства;
  • ограниченные масштабы производственно-сбытовой и других видов деятельности создают дополнительные сложности в стратегическом развитии предпринимательских структур;
  • недостаточно высокий уровень мобильности, динамичности и инициативности снижает эффективность производственно-сбытовой деятельности;
  • ориентация деятельности предпринимательских структур в регионах на относительно кратковременные экономические действия.

Проведенные исследования позволили выявить проблемы, сдерживающие поступательное экономическое развитие предпринимательских структур на региональном уровне, и дифференцировать их по трем направлениям: проблемы производственного характера, проблемы рыночного характера и проблемы государственного регулирования.

Потребительский рынок рассматривается нами как совокупность разнонаправленных взаимоотношений между всеми субъектами рынка: товаропроизводителями, посредниками, потребителями, смежными организациями, общественными организациями, способствующими формированию единого социально-экономического пространства региона, государственными структурами, финансово-экономическими институтами, региональными органами власти и общественностью, направленная на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей населения.

По результатам экономической диагностики потребительского рынка нами разработана методика комплексного анализа региональных потребительских рынков и даны рекомендации по инфраструктурному и информационному обеспечению предпринимательских структур.

Установлено, что состояние (диагноз) регионального потребительского рынка зависит от территориальных особенностей экономического и социального развития региона, скорости продажи товаров (услуг), товарного потребления, потребительских предпочтений, динамики и емкости рынка, численности потенциальных потребителей, объема и уровня денежных доходов и расходов населения, уровня оптовых и розничных цен, демографического состояния.

Методика комплексного анализа региональных потребительских рынков состоит из следующих последовательных этапов:

  1. Исследование экономических процессов становления и развития региональных потребительских рынков (объем, структура и динамика производства потребительских товаров, уровень развития производственного потенциала региона, объем и динамика инвестиций по товарным рынкам, показатели эффективности производства потребительских товаров, региональный портфель заказов, территориальное распределение товарооборота).
  2. Анализ структуры потребительского рынка (объем и динамика оборота оптовой и розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению, товарная структура оптовой и розничной торговли, соотношение спроса и предложения на рынке, динамика оптовых и розничных цен).
  3. Анализ динамики потребительского рынка (темпы роста объема и душевого уровня товарооборота, его структурные сдвиги в фактических и сопоставимых ценах, индекс товарооборота, абсолютный прирост товарооборота по различным факторам, коэффициенты вариации динамики потребительских рынков по региону).
  4. Характеристика направлений системы товародвижения, определение ее положительных и отрицательных сторон (объем, динамика и структура ввоза и вывоза товаров, объем динамика и структура экспорта и импорта потребительских товаров, уровни и длина каналов товародвижения, формы сбытовых и торгово-посреднических организаций, объем и структура грузовых перевозок, динамика и структура товарных запасов, объем и структура товарооборота на виртуальном потребительском рынке).
  5. Определение размеров потребительских рынков (емкость регионального потребительского рынка, емкость товарных рынков, основные участники рынка, количество потенциальных потребителей, территориальное расположение).
  6. Анализ основных форм и методов государственного регулирования потребительского рынка (количество программ по государственной поддержке и регулированию отдельных секторов потребительского рынка, уровень их выполнения).
  7. Анализ инфраструктурного и информационного обеспечения региональных потребительских рынков (количественные и качественные показатели состояния материально-технической базы торговли, общественного питания и сферы услуг, динамики численности, размера предпринимательских структур и их пропускной способности, уровень специализации и универсализации торговли и услуг, обеспеченность управленческих кадров на рынке транспортными средствами, торговым оборудованием, офисной техникой, специализированными пакетами прикладных программ, уровень обеспеченности территориального размещения предприятий сбыта, торговли, общественного питания и сферы услуг, численность, состав и динамика работников сбыта, торговли, общественного питания, сферы услуг, эффективность их труда, наличие и структура средств рекламы, наличие информационных систем, включающих базы данных по основным показателям развития потребительского рынка, уровень использования сети интернет и корпоративных информационных систем).
  8. Анализ конкурентной среды на товарных рынках (состав и численность поставщиков на товарном рынке, характер взаимодействия конкурентов, рыночная доля предприятия на рынке, динамика объемов реализуемой продукции, коэффициенты перекрестной эластичности, потенциал предприятий, перечень товаров заменителей, продуктовые границы товарного рынка).
  9. Оценка объема и структуры денежных доходов и расходов населения региона (объем, структура и динамика денежных доходов и расходов населения, объем и динамика денежных сбережений).
  10. Определение и оценка качественных показателей развития потребительских рынков (потребительские предпочтения, степень удовлетворения, изменения предпочтений, желания потребителей).
  11. Исследование существующей системы взаимодействия субъектов потребительского рынка, оценка уровней связей по трем уровням: микро-, мезо- и макро (коэффициенты взаимодействия на каждом уровне).
  12. Определение региональных особенностей потребительских рынков (региональная вариация соотношения спроса и предложения, региональная вариация уровня спроса в расчете на душу населения, региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка).
  13. Выявление конъюнктурных изменений и тенденций региональных потребительских рынков на основе прогнозов их развития (темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен, товарных запасов, инвестиций и прибыли).
  14. Разработка сценариев развития региональных потребительских рынков с учетом корректировки выявленных диспропорций в структуре рынка.

В исследовании нами сделан вывод о том, что процесс экономической диагностики региональных потребительских рынков следует проводить по следующей программе:

  1. Оценка уровня регионального воспроизводства и системы внутрирегиональных и межрегиональных связей на потребительских рынках.
  2. Определение тенденций развития региональных потребительских рынков.
  3. Оценка территориального размещения субъектов производства и потребления.
  4. Характеристика территориальной организации региональных потребительских рынков.
  5. Характеристика направлений системы товародвижения, определение ее положительных и отрицательных сторон.
  6. Корректировка выявленных диспропорций в структуре потребительских рынков.

На заключительном этапе экономической диагностики необходимо осуществить мероприятия по оптимизации взаимодействия субъектов потребительского рынка региона:

  • оценить реальные и потенциальные возможности расширения емкости потребительского рынка, разработать долгосрочный прогноз спроса, цены, количества покупателей;
  • дать рекомендации по переориентации производства с учетом выявленного спроса;
  • внести предложения по совершенствованию инфраструктурного обеспечения региональных потребительских рынков;
  • дать рекомендации по формированию системы информационного обеспечения субъектов региональных потребительских рынков;
  • внести предложения по эффективной реализации механизма взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке.

Важную роль при проведении экономической диагностики региональных потребительских рынков, а также при разработке дальнейших рекомендаций играет четко налаженная и эффективно функционирующая информационная система рынка, которая представляет собой набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающих три основных процесса: сбор и обработка данных, управление информацией и управление знаниями. Мы считаем, что создание автоматизированной информационной системы на региональных потребительских рынках позволит:

  • ускорить обработку информации за счет максимального приближения средств обработки данных к местам ее возникновения и использования;
  • обеспечить работников органов власти, руководителей предпринимательских структур, общественные организации и потребителей оперативной информацией;
  • создать многоуровневый интегрированный банк данных и обеспечить диалоговый режим общения пользователя с системой через автоматизированные рабочие места, сократить время поиска информации, увеличить скорость ее обработки;
  • автоматизировать функции контроля на всех уровнях взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке.