Современный рынок требует от предприятий быстрого реагирования на происходящие изменения. Адекватная же реакция предприятия зависит от грамотного чередования и сочетания экономических рычагов управления, под которыми здесь будем понимать механизмы планирования и обеспечения ресурсами, поощрения и наказания кадров, технического перевооружения, маркетинга и продвижения своей продукции на рынке и т.п. При этом на наш взгляд весьма полезен метасистемный подход к планированию и реализации использования экономических рычагов управления.
Суть его заключена в систематизации матрицы выбора экономических рычагов, одно направление которой отражает иерархичность процесса выбора, а другое его метасистемность.
На самом верхнем уровне иерархии выбирается цель управления. В качестве цели может быть продвижение новой продукции на рынок, увеличение доли рынка, улучшение экономических показателей предприятия, вывод его из кризиса и т. д. Для достижения поставленной цели на втором уровне иерархии формулируются решаемые задачи, на третьем уровне ищутся методы их решения, на четвертом подбираются соответствующие средства и режимы их использования на пятом. При этом на каждом уровне анализируются свои условия и ограничения на выбор.
Метасистемность отражает множества выбора на каждом уровне рассмотренной иерархии при планировании стратегии развития предприятия требует учета сочетаемости экономических рычагов, готовности их к использованию, диапазона их эффективности, оптимальности перераспределения ресурсов между ними.
В результате циклического движения по рассмотренной матрице выбора и на основе результатов прогноза развития экономики региона и предприятия будет сформирована наилучшая стратегия достижения поставленной цели. Однако при ее реализации могут возникнуть причины мешающие достижению цели, либо резко ухудшающие экономические показатели развития предприятия. Тогда необходима оперативная корректировка разработанной стратегии на любом из рассмотренных уровней иерархии и переработка стратегии по мере ее реализации. Эта переработка также осуществляется за счет циклического поиска в матрице выбора. Таким образом осуществляется адаптация стратегии развития предприятия к конкретно сложившимся экономическим условиям.