Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ON DUODENUM SECRETORY EPITHELIAL CELLS’ DALARGIN INFLUENCE CHARACTER

Mogil´naya V.L.
The article is dedicated to comparative study of delergin influence on DPC mucous coat secretory epitheliocytes with the duodenal ulcer available.

Известно, что опиоидные пептиды имеют отношение к регуляции функций пищеварительной системы [1,2]. Исследованиями, проведенными ранее, показано, что нейропептиды участвуют в морфофункциональной перестройке органов желудочно-кишечного тракта, а также в реализации цитопротекторного эффекта в отношении слизистой желудка и кишечника

[3,5]. Среди значительного числа нейропептидов наиболее подробно в эксперименте изучены  даларгин и мет-энкефалин [1,2,3,4]. Полученные результаты позволили установить участие упомянутых опиоидов в контроле темпа синтеза и секреции слизистого компонента желудочного и дуоденального содержимого для неизмененной слизистой  [4].

Настоящее исследование посвящено сравнительному изучению влияния даларгина на секреторные эпителиоциты  слизистой  оболочки ДПК при наличии  дуоденальной язвы.

Материал и методы

Обьектом исследования послужила слизистая оболочка двенадцатиперстной кишки крыс-самцов линии Вистар. Животные были разделены на три экспериментальные группы. Первая - контрольная группа, вторая - это животные, которым вводили даларгин парентерально  каждые 12 часов в дозе 24 мкг/кг массы тела. Животных этой группы забивали на 1-ые, 2-ые, 4-ые и 7-ые сутки. Третья группа - это крысы с экспериментально воспроизведенной язвой ДПК, для чего использовали цистеамингидрохлорид по модифицированному методу Сабо [9]. На фоне развившейся язвы животным подкожно вводили даларгин ( так же каждые 12 часов ). Животных забивали на 1-ые, 2-ые и 3-тьи сутки.  Кусочки слизистой оболочки ДПК фиксировали в 10% формалине, заливали в парафин по обычной методике. Для выявления муцинов использовали комплекс гистохимических методов, включающий аналитические и ферментативные обработки [8]. Выявленные вещества типировали по схеме, предложенной М.Г.Шубич и Г.М.Могильной  [7]. Трефоиловые пептиды выявляли после окисления срезов перманганатом с последующим обнаружением дисульфидных групп цистина окраской основным коричневым при рН 1,0 [6 ].

Результаты и их обсуждение

Гистохимическое изучение слизистой оболочки ДПК контрольных животных показало, что при окрашивании по методу ШИК интенсивную реакцию обнаруживают секрет каемчатых энтероцитов и бокаловидных гландулоцитов (БГ). При этом интенсивность окрашивания БГ определяется количеством содержащегося в них секрета.  Так для клеток с умереннем уровнем его содержания характерно наличие вакуолизированного секрета с окраской оболочек вакуолей и их содержимого. С падением степени интенсивности окрашивания реакцию сохраняют только оболочки вакуолей.  БГ с высоким содержанием секрета обычно окрашиваются диффузно и интенсивно. Отношение ШИК-реакции к диастазе, мягкому кислотному гидролизу и фенилгидразину позволяет считать, что в состав секрета входят нейтральные муцины, уровень содержания которых нашел отражение в показателе среднего цитохимического коэффициента ( СЦК). При этом БГ ворсинок у животных контрольной группы имеют СЦК , равный  2,3±0,08 , а БГ крипт - 2,19±0,07.  ШИК-реактивность БГ была использована нами и для количественной характеристике их числа в составе ворсинок и крипт.

При выявлении кислых муцинов в окраске альциановым синим при рН 2,7 оказалось, что секрет БГ и каемка кишечных энтероцитов окрашиваются умеренно, а местами - слабо. Средний цитохимический коэффициент  для альцианофильных БГ ворсинок оказался равным 1,19±0,02, а для БГ крипт - 1,2±0,02. Кислые муцины с ионизированными сульфатными группами в окраске альциановым синим рН 1,0 выявлялись лишь в секрете БГ крипт, уровень содержания их от низкого ( СЦК 0,71±0,11 ) до следов. При избирательном выявлении трефоиловых пептидов установлено, что положительную реакцию обнаруживает секрет БГ ворсинок и крипт, интенсивность реакции у некоторых животных от слабой до умеренной, а у других от умеренной до интенсивной, распределение продукта реакции диффузное.

При изучении влияния даларгина на неизменную слизистую оболочку ДПК  оказалось,  что содержание нейтральных муцинов в секрете бокаловидных гландулоцитов   ворсинок практически не меняется и средний цитохимический коэффициент  в окраске по методу ШИК для этих клеток составляет 2,33±0,08, соответствуя уровню контроля . БГ крипт в ответ на введение даларгина в течении 1-х суток реагируют снижением уровня содержания нейтральных муцинов, что находит отражение в уменьшении  их СЦК.   Так, в контроле СЦК этих клеток составляет 2,19±0,07, после введения даларгина - 1,85±0,1 ( р < 0,01).  На 2-е сут введения даларгина содержание нейтральных муцинов в БГ ворсинок и крипт увеличивается. Однако наиболее выраженное увеличение темпа синтеза этих веществ приходится на 4-ые сут введения даларгина. В эти сроки в интактной слизистой оболочке активируется деятельность БГ с возрастанием их СЦК,  2,52±0,04 - для БГ ворсинок, и 2,69±0,05 - для БГ крипт.  Изменение СЦК приводит к перераспределению типов БГ, и, следовательно, к изменению обьема секретируемой слизи.  Кислые муцины в 1-ые и 2-ые сут введения даларгина исчезают из состава секрета БГ и появляются в них лишь на 4-ые сут, к этому сроку  число альцианофильных БГ возрастает в 1,5 раза. К 7-м суткам эксперимента и число БГ и уровень содержания в них кислых муцинов - снижаются.

Влияние даларгина на пролиферативный статус слизистой находит отражение в числе БГ в составе ворсинок и крипт (рис.1). Оказалось, что увеличение количества БГ регистрируется на 4-ые сут введения препарата, но статистически это увеличение недостоверно.  Выявленные изменения могут быть охарактеризованы как тенденция к увеличению числа БГ , ибо статистически достоверное ( р< 0,001) увеличение оказалось  характерно лишь для БГ крипт.  При изучении распределения трефоиловых пептидов отмечается некоторое снижение уровня их содержания, наиболее заметное к 4-ым сут введения даларгина.

На фоне развившейся экспериментальной язвы эффект даларгина может быть оценен в двух аспектах: во-первых, с позиции сформированного язвенного фона, который развивается к концу первых суток введения цистеамина, а во-вторых - это изменения, разыгрывающиеся при введении даларгина при неизмененной СО ДПК.  В первом случае оказалось,  что введение цистеамина индуцирует увеличение темпа синтеза нейтральных и кислых муцинов БГ ворсинок и крипт. При этом БГ увеличивают показатель СЦК. Так, если в контроле он составлял 2,3±0,08 усл.ед., то к концу первых суток эксперимента с цистеамином СЦК оказался равным 3,65 ± 0,09 статистически достоверно ( р < 0,001) превышая исходный уровень.

Аналогичное повышение темпа синтеза нейтральных муцинов имело место и в БГ крипт. Кислые муцины, выявляемые в окраске альциановым синим при рН 2,7 в течение первых суток формирования экспериментальной язвы так же увеличивали темп синтеза. Введение даларгина  на фоне язвы ДПК в течении первых суток сохраняет высокий темп синтеза муцина в БГ и ворсинок,  и крипт и этот темп синтеза сохраняется до конца 3-тьих суток эксперимента, эта динамика находит отражение в увеличении показателя СЦК и в показателях общей муцинпродуцирующей активности секреторных эпителиоцитов. Увеличивается и синтез кислых муцинов. Так, БГ ворсинок  контрольных животных после окраски альциановым синим  рН 2,7 имели СЦК равный 1,19 ± 0,02, а после введения даларгина их СЦК возрастает ( р < 0,001) и остается повышенным до конца 3-х суток. Муцинпродуцирующая активность БГ на фоне введения даларгина возрастает почти в 2 раза.  Исходный уровень МПА, равный 60,56±4,01 к 3-м суткам составляет для ворсинок 110,2 ±0,75, а для БГ крипт 53,1±0,67 (  при 48,18±2,02  в контроле ). Участие даларгина в  регуляции пролиферативной активности БГ при наличии экспериментальной язвы ДПК выявляется на фоне контроля для цистеамина. Так, к концу 1-х сут введения цистеамина число БГ в составе ворсинки соответствует 15,8±2,01 , а в зоне крипты - 17,3±1,8. Введение даларгина приводит к увеличению числа БГ ворсинок и к концу первых суток их становится 21,22±3,97. В то же время в зоне крипт их количество соответствует исходному, а при введении даларгина в течение 1-3 суток даже несколько снижается.  При введении даларгина животным контрольной группы оказалось, что существенные сдвиги в уровне распределения нейтральных муцинов в интактной слизистой регистрируются у них лишь на 4-е сут эксперимента, когда происходит увеличение СЦК ворсинок и на этом фоне - увеличение общей муцинпродуцирующей активности, к этому сроку увеличивается  темп синтеза нейтральных муцинов и в бокаловидных гландулоцитах зоны крипт.

Интересно отметить характерное для этой группы животных увеличение на фоне введения даларгина общего числа БГ, содержащих кислые муцины. Так до введения даларгина у животных контрольной группы число БГ, содержащих кислые муцины, в среднем составило 19,1±0,68.   При этом увеличение темпа синтеза этих веществ для БГ ворсинок приурочено к 4-ым и 7-ым суткам, а для БГ крипт  -к 4-ым сут эксперимента. Изучение уровня содержания трефоиловых пептидов в зоне ДПК на фоне экспериментальной язвы с последующим введением даларгина показало, что спустя 24 часа после введения цистеамина каемка кишечных энтероцитов и секрет БГ ворсинок и крипт окрашиваются  умеренно или интенсивно. Введение даларгина в эти же сроки приводит к падению содержания в секреторных эпителиоцитах ДПК трефоиловых пептидов. Пролонгирование срока введения даларгина до 2-х и 3-ех суток сопровождается восстановлением уровня содержания трефоиловых пептидов к исходному.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют , что опиоидные пептиды являются регуляторами эпителиального гомеостаза желудочно-кишечного тракта. При этом влияние даларгина на неизмененную слизистую оболочку ДПК прослеживается в увеличении числа БГ в эпителиальной выстилке ворсинок и крипт, а так же в сдвигах темпа синтеза муцинов, продуцируемых БГ. Причем во временном аспекте эти изменения различны.  Так,  продукция нейтральных муцинов увеличивается к 4-м сут введения даларгина и удерживается до 7-х сут, а кислых - к 4-м сут, но снижается к 7-м.  В то же время введение даларгина на фоне экспериментальной язвы ДПК приводит к выраженной фазной динамике, которая инициируется изменением исходного темпа синтеза муцинов БГ ворсинок и крипт на фоне введения цистеамина. Так оказалось, что к моменту формирования язвы ДПК на фоне снижения числа БГ происходит активация темпа синтеза этими клетками муцинов и трефоиловых пептидов и этот высокий темп удерживается за счет введения нейропептида в основном БГ ворсинок при всех последующих сроках эксперимента. На фоне сформированной  язвы ДПК введение даларгина влияет на  механизм регуляции и темпа синтеза муцинов, и темпа пролиферации. При этом выявленное увеличение числа секреторных БГ в составе эпителиальной выстилки ворсинок находит отражение в нарастании и муцинпродуцирующей активности (МПА), ибо на фоне экспериментальной язвы ДПК без даларгина  она составила для БГ ворсинок 57,7±0,95 усл.ед.,   увеличиваясь почти в 2 раза  к 3-м сут введения даларгина.  В то же время БГ крипт на фоне экспериментальной язвы не реагируют  на даларгин в течение первых 3-х суток его введения. Таким образом, полученные данные  позволяют считать,  что даларгин играет важную роль в регуляции темпа синтеза слизистого компонента дуоденального секрета и, следовательно, в реализации эпителиоцитами ДПК эффекта цитопротекции слизистой

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Виноградов В.А., Полонский В.М. Даларгин - наиболее активный синтетический аналог эндогенных опиоидов для лечения язвенной болезни // Бюллетень Всесоюзн. корд. науч. центра. - 1986. - № 2. - С. 62-63.
  2. Зверков И.В., Арндт И.П., Щербаков Н.В., Смагин В.Г. Гастроинтестинальные эндокринные клетки при лечении больных дуоденальной язвой новым пептидным препаратом даларгином// Бюллетень Всесоюзн. корд. научн. центра. - 1986. - № 2. - С. 72-74.
  3. Лукаш Н.В., Полищук Т.Ф. Влияние тималина, даларгина и «мукозалина» на течение экспериментальной язвы двенадцатиперстной кишки // Врачебн.дело. - 1995. - № 1-2. - С. 53-54.
  4. Могильная Г.М., Коротько Г.Ф., Курзанов А.Н. Динамика цитохимических свойств защитного барьера желудка при введении даларгина // Морфология. - 1996. - № 3. - С. 72-75.
  5. Смагин В.Г.. Виноградов В.А., Булгаков С.А., Полонский В.М. и др. Клиническая оценка гексапептида даларгина как средства лечения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки // Тер.архив . - 1984. - v.11. - С. 49-52.
  6. Шубич М.Г. Методика гистохимического выявления белков, богатых цистином // В кн.: Доклады научной сессии Куб.мед.института. - Краснодар. - 1963. - С. 94-95.
  7. Шубич М.Г., Могильная Г.М. Значение ШИК-метода в гистохимическом анализе углеводных и углеводсодержащих биополимеров // Архив анат., гистол. и эмбриол. - 1982. - № 5. - С. 90-93.
  8. Pearse A. Histochemistry.Theoretical and applied.- London. - 1968.- v. 1 .- 213 p.
  9. Szabo S. Am. J. Path. - 1978. - v. 93. - p. 273- 276.