Среди мероприятий, направленных на управление качеством окружающей среды, в соответствии с нормами современного российского экологического права выделяют административно-правовые, экономические и информационные инструменты. [1] При этом к первым относят в числе других экологическое нормирование (в т. ч. нормирование качества окружающей среды) и стандартизацию, экологический учет и контроль, экологическую экспертизу и сертификацию, экологическое планирование и лицензирование деятельности в экосфере. Экономическими рычагами в экоуправлении являются различные принудительные и стимулирующие мероприятия, к которым относят экологические платежи и налоги (в т. ч. налоговые льготы), финансирование обеспечения экобезопасности, природоохраны и рационального природопользования, экологическое страхование и ряд других. К третьей группе могут быть отнесены экологический мониторинг (в т. ч. мониторинг качества окружающей среды), экологические исследования, экологическое прогнозирование и картографирование, геоинформационные системы (ГИС), а также экореклама, экологическое образование и другие информационные мероприятия в экологической сфере деятельности.
Экологическое аудирование (экоаудит, ЭА) занимает в системе указанных мероприятий особое место в силу ряда причин, к которым в числе важнейших относятся:
- комплексный характер экоаудита, одновременно сочетающего в себе административные признаки (вид проверки в ряду учетно-контрольных мероприятий), коммерческую и в то же время экономическую направленность (с целью оптимизации экологических затрат и выгод, а также повышения инвестиционной привлекательности объекта) и информационную методологию (сбор, анализ и документирование соответствующей информации об аудируемом объекте);
- широкий перечень требующихся операций (анализ бухучета по экологическим показателям, расчеты и прогнозы экологических рисков и ущербов, фактические инструментальные измерения проверяемых экологических параметров деятельности аудируемого объекта и окружающей его среды, натурные и модельные исследования причин неблагоприятных ситуаций в экологической сфере деятельности объекта, разработка соответствующих рекомендаций по их устранению и др.);
- рыночная направленность мероприятий экоаудита, представляющего собой вид предпринимательской деятельности в экологической сфере, которая способствует саморегулированию экономических отношений участвующих в ней субъектов на рынке экологических услуг, работ и товаров;
- относительная новизна данного инструмента для российской системы экоуправления, в которой он еще только находит свое место, будучи реализуемым de-facto, не имея при этом достаточного уровня правового регулирования de-ure;
- отсутствие официально утвержденных образовательных программ и необходимого опыта подготовки экоаудиторов в России.[2]
В связи с вышесказанным создание отечественной системы подготовки и переподготовки (повышения квалификации) кадров в области экологического аудита представляется в настоящее время актуальной научно-образовательной проблемой, которая усложняется неоднозначным пониманием сущности экоаудита как элемента управления качеством окружающей среды и обеспечения безопасности в экологической сфере деятельности. Различные специалисты по-разному трактуют ЭА, часто впадая в крайности. Так, зарубежные и отечественные экономисты необоснованно "заужают" смысл экоаудита, сводя его к составной части общего аудита в форме исключительно финансово-экономических оценок природоохранных аспектов деятельности аудируемого предприятия, в т. ч. проверок бухгалтерской и прочей финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов по экологическим показателям (например, расчетов земельного налога, отчислений за фактическое загрязнение окружающей природной среды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платы за воду, на воспроизводство, охрану и защиту лесов, за право пользования недрами и т. д.). При этом экономистами совершенно не затрагиваются процедуры проверки требований о соблюдении норм законодательства по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и вопросы экологической безопасности (как воздействия техногенно видоизмененных природных объектов на человека и окружающую среду).[3]
Экологи и технологи тоже весьма узко рассматривают экоаудит как проводимые на коммерческой основе мероприятия экологического и технического контроля, а также описания и оценки воздействия промышленного производства на окружающую среду (в т. ч. экспертизы промышленной и экологической безопасности объектов), осуществляемые в рамках системы экоменеджмента предприятия. При этом практически полностью игнорируются "традиционные" экономические составляющие аудита, установленные Временными правилами аудиторской деятельности в РФ.
Юристы, строго с правовой точки зрения, вообще отрицают наличие данного вида аудиторской деятельности как самостоятельного, хотя фактически он существует в форме добровольного ЭА, проводимого в инициативном порядке инвесторами и собственниками аудируемых объектов.
Тем не менее, объективное развитие экоаудита и его перспективы в России, трудно, но все же постепенно входящей в европейское и мировое экономическое сообщество, довольно остро ставят вопрос о необходимости формирования отечественных кадров в области ЭА, способных конкурировать на нашем рынке с проникающими на него западными экоаудиторами. В связи с этим за последние 2,5-3 года усилиями в основном НИЦ "Экобезопасность", учрежденного Государственным комитетом по охране окружающей среды (ныне в составе МПР России) и Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), а также некоторых других вузов и учебных центров начата подготовка (и уже выпущены более 300) первых экоаудиторов. Специалистами этих организаций разработаны и изданы программы (например), а также учебные и учебно-практические пособия для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
При этом сформировались две основные линии в подготовки таких специалистов, какое-то время являвшимися альтернативными и конкурировавшими между собой. Одна - ведомственная (по линии Госкомэкологии или МПР России - через формируемую этими структурами систему центров по обучению специалистов в области экологического аудита), а другая - образовательная, вузовская (в соответствии с Государственным образовательным стандартом дополнительного профессионального образования). В настоящее время в связи с реорганизацией специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, а также усилением государственного контроля за проведением ведомственной переподготовки и повышением квалификации стало возможным объединение усилий обоих направлений.
Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ), первое в России учебное заведение экологической направленности, действующий на основания лицензии (№ 16-254) и аккредитации Минобразования России (свидетельство от 26.07.99 № 25-0602) на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного образования, в соответствии с вышеуказанным Государственным образовательным стандартом третий год ведет подготовку экоаудиторов, выдавая государственного образца свидетельства о повышении квалификации и сертификаты эксперта в области экологического аудита.
При разработке содержания образовательной программы специалисты МНЭПУ исходили из специфики понимания экоаудита как комплексной эколого-экономической оценки и контрольной проверки хозяйственной и природоохранной деятельности аудируемого объекта на соответствие требованиям ряда отраслей российского законодательства. Поэтому спецификой программы является включение в ее состав материалов, содержащих информацию экологического, правового, экономического, финансового, научно-технического характера, и необходимость увязки этих материалов в рамках единой концепции экологического аудирования. Указанная специфика обусловлена сущностью и сложностью процедур экологического аудита, к проведению которой в составе "аудиторской команды" могут и должны привлекаться специалисты в области охраны окружающей среды, экологического и природоресурсного права, законодательства о безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, финансового права, по бухгалтерскому учету и отчетности, по экологическому менеджменту, а также специалисты, владеющие аналитическими и инструментальными методами экологического мониторинга.
Разработанный трехнедельный курс повышения квалификации объемом не менее 120 учебных часов включает: основы управления охраной окружающей среды, правовой и экономический механизмы природопользования и обеспечения экобезопасности, методологию организации и проведения, а также документацию экологического аудита - в соответствии с российским законодательством, международными и национальными стандартами ГОСТ Р ИСО серии 14000, правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также тренинг по простейшим "полевым" экоаналитическим измерениям с использованием портативного оборудования ряда специализирующихся на его производстве отечественных фирм. После курса теоретического обучения слушатели самостоятельно участвуют в проведении экоаудита. По результатам обучения, тренингов и стажировки в области экоаудита представляются документы выпускников в Аттестационную комиссию, которая рассматривает и принимает решение о выдаче им удостоверения экоаудитора (в соответствии с "Временным порядком аттестации экоаудиторов"). [4,5]
Прохождение указанной программы повышения квалификации позволяет (после аттестации осуществлять деятельность экоаудитора в течение 2-3 лет, после чего курс повышения квалификации должен повторяться. Однако в связи с тем, что данная программа является равноценным модулем в цикле профессиональной переподготовки (не менее 540 часов в течение 8-9 месяцев за 3 цикла), она может быть зачтена при продолжении дополнительного образования с целью получения диплома о переподготовке, которой дает право заниматься новым видом профессиональной деятельности (в частности, в области экоаудита - при специализации по данному направлению) сроком на 5 лет. Впоследствии прохождение этой специализированной "экоаудиторской" профессиональной переподготовки дает возможность дальнейшего продолжения обучения (в суммарном объеме свыше 1000 учебных часов) для получения диплома о дополнительном к высшему профессиональном образовании с присвоением дополнительной квалификации "аудитор", действительной (как и квалификация по первому высшему образованию) в течение всего срока профессиональной работы специалиста.
Экологический аудит как один из важнейших комплексных, эколого-экономических и административно-правовых инструментов в российской системе экологического управления должен, наконец, занять свое законное место, обеспечивая переход Российской Федерации к рыночно ориентированной, эффективной и экологически безопасной экономике, в соответствии с концепцией перехода России к устойчивому развитию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Пашков Е. В., Фомин Г. С., Красный Д. В. Международные стандарты ISO 14000. Основы экологического управления. Производственное издание Росстандарт. М.: ИПК, Изд-во стандартов, 1997.
- Экологический учет и аудит. Сб. статей / Под ред. Л.З. Шнейдмана. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. 192 с.
- Серов Г. П., Никитин А. Т., Фомин С. А. Экологический аудит. Программа курса повышения квалификации. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 44 с.
- Экологический учет для предприятий / Конференция ООН по торговле и развитию // Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997. 200 с.
- Серов Г. П. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. М.: Экзамен, 1999. 448 с.