Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и развитие его личности, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Более того, в данных стратегических документах подчеркивается роль профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии
Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся является важнейшей предпосылкой для разработки в педагогической теории и применения в практике новых средств профориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы
Изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека в переходных период нашего общества от индустриального к постиндустриальному, для которого характерна не ограниченная пространством и временем, социальными и иными барьерами доступность знаний, потребовали перехода к личностно ориентированному образованию , предусматривающему самостоятельное освоение учащимся нового опыта с неочевидными результатами, развития своих познавательных и личностных возможностей новые взгляды на изменения функции образования не могли не повлиять на изменение подходов к теории и практике профессионального самоопределения молодежи. Отсюда, подготовка молодежи к выбору профессии ориентирована на развивающиеся возможности и потребности учащихся в профессиональном самоопределении.
Опыт показал, что одной из интересных форм работы, способствующей воспитанию таких важнейших качеств личности, как патриотизм , гражданственность, глубокая любовь к своему краю и отечеству, к народу, труду и природе, является краеведение, Оно формирует познавательный интерес. Развивает личность, способствует профессиональному определению в жизни.
Одной из форм краеведческой работы в нашей школе являются экскурсии.
Чтобы правильно построить экскурсию, наполнить её нужным содержанием необходимо узнать, чего именно ждет учащийся от экскурсии, что его интересует, что он хочет узнать. Поэтому мы постоянно занимаемся глубоким изучением запросов и интересов воспитанников. Неотъемлемой частью работы в этом направлении является изучение социологических проблем спроса молодежи на различные виды туристско-экскурсионных услуг и структуры использования свободного времени. Изучение запросов и интересов учащихся играет роль механизма обратной связи. Это позволяет правильно определить тематику, содержание и методику экскурсий, с учетом их общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Нами разработано более 30 экскурсионных маршрутов по г. Омску и области по различной тематике: "Омск в прошлом, настоящем и будущем", "По живописным местам "Прииртышья", "Город нашей славы трудовой", "Улица моего детства", "Воля и труд человека дивное диво творят", "Под сенью сибирских яблонь". Наиболее популярными являются производственные экскурсии: "Моды будущего года" в дом моделей и на швейную фабрику , в цех ателье мод. "Уход за автомобилем" - на станцию техобслуживания и техническую школу", "Кто стучится в дверь ко мне" - на Главпочту. "Где рождается красота" в парикмахерскую, ЗАО "Декоративные культуры" и оранжерею Аграрного университета, "Научная организация труда в цехе ПО "Омскшина", Организация и содержание рабочих мест в цехе", "Обеспечение техники безопасности на рабочем месте. "Лаборатория погоды" на метеостанцию, "Золушкин башмачок на обувную фабрику".
Особенно важным в воспитательном процессе является неразрывная связь краеведения и туризма, позволяющая активно исследовать и познавать окружающий мир, а через него и самого себя. Прогулки, походы, путешествия проводятся нами с целью активного отдыха и учебного процесса. В турпоходах по родному краю, поездки по стране, путешествия за рубеж (Италию, Венгрию, Словению и др.) позволили получить детям хорошие знания, познать окружающий мир, найти настоящих друзей среди сверстников и взрослых. Для них и с их участием создаются благоприятные возможности для раскрытия и самоутверждения их личности, как то: организаторы досуга и творческих дел, эрудиты, заботливые друзья и защитники природы.
Особое место в краеведческой работе занимает поисковая и научно-исследовательская работа. В позицию исследователей учащиеся становятся с 5 класса. Так, при изучении оболочек земли на уроках географии, они ведут календари погоды, в которых отражают свои наблюдения за тропосферой, следят за экологией. Подводятся итоги наблюдений: составляются графики, диаграммы. Многолетние данные позволяют анализировать и делать выводы об изменениях в тропосфере Омска во времени .Наиболее серьезная работа ведется в старших классах по изучению природных ресурсов и хозяйства по экономической географии. Под эгидой Омского отдела Русского Географического общества проводится экспедиции "Омский пригород", направленные на изучение производственных процессов сельскохозяйственных предприятий, организации труда, пути повышения эффективности производства, использование достижений научно-технического прогресса . Изучение экономики Омского района производится с целью ориентации на подготовку хозяина земли, наследника таланта предков, т.е. на подготовку личности, готовой и способной к самоопределению, самореализации в социально-культурном пространстве Омского региона России.
Программа наших экспедиций направлена на реализацию социальной политики государства, на профориентацию учащихся, на решение проблем социальной адаптации подростков и одновременно на организацию отдыха и оздоровления детей, на подготовку к жизнедеятельности в современных условиях социально-экономических отношений.
Обращаясь к истокам культуры своего народа, молодые люди являются своеобразными хранителями, посредниками в передаче её идущим на смену новым поколениям . Это позволяет им обрести уверенность в жизни, в своих силах, способствует умению определить свой жизненный путь и обрести смысл жизни.
Достичь поставленной цели - осуществить удачный выбор профессии по своим интересам и склонностям - способствует овладение современной технологией обучения, как то: методы работы с информационным материалом умением их анализировать, рефлексом знаний, требований профессии к работнику.
Для этого мы используем педагогическую технологию нового образования - проектную методику. При подготовке выпускников к жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях мы разработали проект "Искусство жизни", который позволяет им " выстроить" себя для жизни на многие годы. Главным ингредиентом на всех ступенях его " Лестницы жизни" является успех .
Потребовались годы для кропотливой исследовательской работы по изучению слагаемых успеха. Чтобы сделать выпускников успешными во всех сферах жизнедеятельности мы проводим исследовательскую работу: Что такое успех? В чем его секрет? Каковы принципы успеха? Мы начали говорить об успешных людях, читать о них публикации, слушать записи бесед, радио, лекции, совершали экскурсии, где знакомились с передовиками производства, выясняли причины, почему в равных условиях одни выполняют по 2-3 нормы, а другие и до одной не дотягивают. Чем отличаются успешные люди? Как им удалось попасть в группу успешных? Мы старались определить их общие черты, изучить их привычки, отношение к жизни, труду, нравственным ценностям. Мы исследовали их принципы жизнедеятельности во всех сферах - от карьеры до семейной и духовной жизни. Мы учили учащихся применять их жизненные принципы в своей жизнедеятельности, делая их маяками, на которые равнялись. И сделали вывод, что великая сила - это желание, за ним следует действие и труд. А их всегда сопровождает успех и радость достижений.
Надо сказать, что наши усилия в деле воспитания не оказались напрасными. Как правило, наши выпускники хорошо адаптируются в социальной среде, в основном это лидеры, обладающие доверием людей, ответственностью и заботой о других.
Таким образом, искусство жизни - это умение найти себя, свое место в жизни, свое любимое дело, которое принесет тебе радость, успех и пользу для людей твоей страны, а, возможно, и всего мира - это и есть смысл жизни человека, его предназначение на Земле!
В процессе самоопределения личности действует множество составляющих: от экономической, социальной, этнической, религиозной, моральной до осмысления и перевода в русло практических действий связей частных и общих, в том числе и национальных интересов.
Самоопределение молодого поколения находится в значительной степени под влиянием профессиональной и гражданской среды. Все составляющие интересов, определяющих стратегию экономического и иного поведения учащихся, преломляются сквозь призму особенности её деятельности и личностных связей. В повседневной жизни происходит коррекция представлений, мотиваций, принятие и отторжение определенных явлений реальности, в целом-расширение личностного потенциала.