Современные исследователи определяют религиозную ситуацию как разновидность социальной ситуации, понимая под этим такое положение дел в обществе, регионе, которое характеризуется наличием, типом и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество и регион. В структуре религиозной ситуации можно выделить две основных составляющих: общее состояние религиозности (религиозных проявлений) и факторы, влияющие на религиозную ситуацию [3].
Из показателей, характеризующих религиозную ситуацию, рассмотрим динамику и факторы развития конфессиональной структуры населения г. Сочи.
По количеству зарегистрированных религиозных организаций Краснодарский край занимает 4-е место в РФ, по количеству конфессий - первое [2]. В Краснодарском крае 691 религиозная организация и 32 конфессии. В Сочи, по данным отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации города, зарегистрированы и функционируют 72 религиозные организации по 14 конфессиям.
В таблице 1 отражена динамика развития конфессиональных структур в районах города (Центральном, Адлерском, Хостинском и Лазаревском) за двадцать лет.
Таблица 1 Динамика развития конфессиональных структур в городе Сочи
Название религиозной организации |
1985 |
1991 |
1999 |
2006 |
1.РПЦ |
Ц1, Л1 |
А2,Ц1,Х1,Л1 |
А4,Ц4,Х2, Л6 |
А6,Ц10,Х2, Л8 |
2.Армянская Апостольская Церковь |
|
А1,Ц1 |
А1,Ц1,Л1 |
А1,Ц1,Л1 |
3.Римская Католическая Церковь |
|
|
Ц1,Л1,А1 |
Ц1,Л1,А1 |
4.Евангельские Христиане |
Ц1 |
Ц1 |
Ц1 |
А2,Ц2,Х2,Л2 |
5.Евангельские Христиане Баптисты |
|
|
Л2 |
Ц1Л2 |
6.Христиане веры Евангельской(Пятидесятники) |
|
|
А1,Ц4,Х1, Л2 |
А1,Ц6,Х2,Л2 |
7.Христианская Новоапостольская Церковь |
|
|
Ц1 |
Ц1 |
8.Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) |
|
|
Ц1 |
Ц1 |
9.Христиане Адвентисты Седьмого Дня |
Х1 |
Х1 |
А1,Ц1,Х2, Л1 |
А1,Ц1,Х2,Л1 |
10.Свидетели Иеговы |
|
|
А3,Ц1,Л1 |
А3,Ц1,Л1 |
11.Исламские организации |
|
|
Ц1, А1 |
Ц1, А1 |
12.Ортодоксальный иудаизм |
|
|
Ц1 |
Ц1 |
13.Вайшнавизм (Сознание Кришны) |
|
Ц1 |
Ц1 |
Ц1 |
14.Центр Шри Чинмоя |
|
|
Ц1 |
Ц1 |
Примечание: Ц, А, Х, Л - Центральный, Адлерский, Хостинский, Лазаревский районы города Сочи
Приведенные данные позволяют выделить в промежутке с 1985 по 2006 год три этапа формирования и развития деятельности конфессиональных организаций на территории города Сочи. Первый период (с 1985 года) является логическим следствием атеистического характера советской государственности, когда религиозные организации находились под тотальным контролем государственных органов. В Сочи действовало всего 4 зарегистрированных организации, принадлежащие трем конфессиям. Православные приходы были в Центральном районе в Михайло-Архангельский соборе и в Лазаревском - в храме Рождества Богородицы. На территории Центрального района была зарегистрирована организация Евангельских Христиан Баптистов, в Хосте - община Адвентистов Седьмого Дня. Незарегистрированных организаций, по официальным источникам, в этот период не было [7].
Лидирующей по количеству прихожан и религиозных обрядов была, безусловно, Православная Церковь.
Таблица 2 Динамика обрядности в религиозных организациях города Сочи в 1985 году
№ |
Название религиозной организации |
Крещение |
Венчание |
Отпевание |
|
очное |
заочное |
||||
1. |
Православная Церковь |
646 |
35 |
61 |
1162 |
2. |
Евангельские Христиане Баптисты |
18 |
3 |
- |
- |
3. |
Адвентисты Седьмого Дня |
5 |
1 |
- |
- |
Количество прихожан в православных приходах не фиксировалось, отмечалось, что в Центральном районе в обычные дни посещало церковь 70 человек, а в Лазаревском районе - 25-30. Сведения по другим конфессиям более точные: в организации ЕХБ в 1985 - 250, в общине АСД - 103, но летом на молитвенных собраниях присутствовало по 150-160 человек [7].
Второй период развития государственно-конфессиональных отношений начался с принятия в 1990 году Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». В 1991 году зарегистрировано пять приходов РПЦ (в том числе и ранее существовавшие), одна организация Евангельских Христиан, одна организаций АСД. Также появляются приходы Армянской Апостольской Церкви Сурб Саргис в Адлере и Сурб Хач в Центральном районе на ул. Пластунской. В последующие годы, включая 1999 год, количество зарегистрированных религиозных организаций и конфессий существенно выросло: кроме православных храмов зарегистрированы приходы Римской католической церкви, организации Христиан Веры Евангельской (ХВЕ, пятидесятники), Евангельских Христиан, Свидетелей Иеговы, две исламские организации и т.д.
Следующий, третий период связан, очевидно, со вступившем в силу с 1 октября 1997 году Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединений» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ).
В отличие от ранее действовавшего закона, данный федеральный закон закрепил ряд новых положений. Право учреждать местную религиозную организацию было предоставлено только российским гражданам, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть отныне только членами религиозной организации, и то только при условии их постоянного проживания на территории РФ. Появилось новое понятие - религиозная группа, ее преобразование в религиозную организацию обусловлено пятнадцатилетним сроком деятельности на соответствующей территории либо подтверждением о вхождении в структуру действующей централизованной организации. Таким образом, Закон существенно ограничил права религиозных организаций, возникших до его вступления в силу, но не имеющих подтверждающего документа.
Сложности с регистрацией были преодолены с появлением в городе Сочи Союза Общественных Организаций. Это позволило некоторым религиозным группам (которые имеют право не уведомлять государственные органы о своей деятельности и не регистрироваться, но одновременно ограничены в своих действиях в связи с тем, что не являются юридическим лицом), а также ряду пограничных организаций, в учениях которых преобладают религиозные компоненты, но по тактическим соображениям (чтобы избежать 15 летнего срока и пристального внимания со стороны органов юстиции) регистрирующихся в качестве не религиозных, а общественных, войдя в Союз Общественных Организаций на правах коллективных членов, получить юридический адрес, счет, просветительский центр и другие реквизиты юридического лица.
К концу 90-х годов в Союз Общественных Организаций вошло 37 общественных организаций, в их числе Сочинское городское Рериховское общество «Живая Этика», Фонд Духовного Возрождения, Центр исследований причинно-следственных связей «Дао», то есть, было создано большинство действующих сегодня религиозных групп. Данные таблицы 3 показывают дальнейший рост религиозных групп и некоторых общественных организаций на территории Большого Сочи с 2001 по 2006 год.
За исследуемый период появилось шесть новых групп, две перестали существовать.
Новые религиозные движения в Сочи, как и везде, инновационны, легко адаптируются к новым условиям, способны удовлетворить разнообразные запросы аудитории, причем не только людей пенсионного возраста, но и молодежи. Возрастающие экономические возможности края и повышающийся уровень жизни населения является притягательным для развития бизнеса от религии. Кроме НРД, официально зарегистрированных
(Общество Сознания Кришны, Свидетели Иеговы, мормоны), существуют и незарегистрированные новейшие религиозные объединения, действующие не более 10 лет (речь идет об объединениях «Нью Эйдж».
Таблица 3 Динамика развития религиозных групп на территории города Сочи
№ пп |
Название религиозной группы |
Конфессиональная принадлежность, или основы вероучения |
2001 |
2006 |
1. |
Независимая церковь Донская православная казачья Епархия Церковь Духа Света г. Сочи |
Автономная Христианская Церковь |
|
Ц1 |
2 |
Церковь ЕХБ |
ЕХБ |
Л2 |
Л2 |
3 |
Церковь ХБЕ СГОО «Исход» |
ХБЕ |
Ц1 |
Ц1 |
4 |
Церковь ЕХ «Дом Евангелия на курорте Адлер» «Благая весть» |
ЕХ |
А1 |
А1 |
5 |
«Славянское наследие» |
Язычество |
|
Л1 |
6 |
Центр «Возрождения Земли», «Анастасия» |
Неоязычество |
Ц2 |
Ц2 |
7 |
Центр исследования причинно-следственных связей «Дао» |
Восточно-мистическое учение |
Ц1 |
Ц1 |
8 |
СФ Международной организации «Брахма Кумарис» |
Восточно-мистическое учение |
Ц1 |
Ц1 |
9 |
Школа «Психология человеческих отношений» |
Восточно-западный синтез |
Ц1 |
Ц1 |
10 |
Фонд духовного возрождения |
Восточно-западный синтез |
Ц1 |
Ц1 |
11 |
Ассоциация Чжун Юань Цигун и рейки |
Восточная мистика и практика |
Ц1 |
Ц1 |
12 |
Ассоциация Кришна Мурти» |
Восточная мистика и практика |
Ц1 |
Ц1 |
13 |
Центр «Сахаджа Йога» (Шри Ауробинда Гхош) |
Восточная мистика и практика |
Ц1 |
Ц1 |
14 |
Филиал ККОО «Йога-путь всестороннего развития человека». |
Восточная мистика и практика |
|
Ц1 |
15 |
Эзотерическая группа «Свет» |
Оккультно-теософское учение |
Ц1 |
Ц1 |
16 |
Сочинское городское Рериховское общество «Живая Этика» |
Теософия, учение Е.Блаватской - Н.Рериха |
Ц1 |
Ц1 |
17 |
Союз «Хранители пламени |
Теософия, учение Алис Бейли |
Ц1 |
Ц1 |
18 |
Центр нового мышления «Наука разума» |
Синтетическое учение |
Ц1 |
Ц1 |
19 |
Сочинская городская общественная организация «Духовная Академия наук» |
Синтетическое учение |
|
Ц1 |
20 |
Религиозная группа «Власть над временем» |
Синтетическое учение |
|
Ц1 |
21 |
Центр ДЭИР - Дальнейшее энергоинформационное развитие |
психотехнология |
|
Ц1 |
22 |
Церковь Гробового ДРУГГ |
синтетическое учение |
|
Ц1 |
23 |
Русское общество «Собор» |
православие |
Ц1 |
|
24 |
Православное общество «Святая Русь» |
православие |
Ц1 |
|
25 |
Сочинское отделение Общества «Стержневая истина» |
|
Ц1 |
Ц1 |
26 |
Межконфессиональная благотворительная Миссия «Наследники Иисуса Христа» |
|
Ц1 |
Ц1 |
27 |
Открытый университет «Махариши» |
Восточное учение |
Ц1 |
Ц1 |
28 |
Центр духовной традиции «Троеперстие» |
язычество |
Ц1 |
Ц1 |
29 |
Клуб экзотерических мероприятий |
мистика |
Ц1 |
Ц1 |
30 |
Восточное Рериховское общество «Урусвати» |
теософия |
Ц1 |
Ц1 |
31 |
Клуб нейролингвистического программирования |
Синтетическое учение |
Ц1 |
Ц1 |
Примечание: использованы данные отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации города Сочи
Вышеназванные религиозные объединения не связаны между собой теологически, но основаны на «околорелигиозной философии» и, несмотря на различные названия и эклектичность, имеют общие черты, импонирующие молодежной аудитории:
-уменьшение роли или вовсе отсутствие роли Церкви, профессиональных служителей, следовательно, обрядов, что привлекает молодежь, избегающую всякого консерватизма и оппозиционную ему;
-провозглашение принципа ненасилия и миролюбия к другим конфессиям;
-усиление в религиях функции успокоения, снятия стрессов, корректировки энергетических полей, курс на гармонизацию психологических взаимоотношений;
-акцентирование на личностном начале в религии, т.е. на самореализации, самосовершенствовании, самопознании;
-постулировании идеи всемогущества каждого человека, своего рода антропоцентризм, что очень важно в современных условиях, когда зачастую кажется, что общество вот-вот раздавит тебя, когда теряется смысл жизни [8].
Новые религиозные объединения в Сочи можно классифицировать по следующим видам или формам существования [1].
Первая форма существования - религиозные группы. Объективная сложность учета таких организаций в том, что они могут не уведомлять органы местного самоуправления о своей деятельности ( п.2.ст.7 Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединений» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ). Это затрудняет изучение истории появления этих организаций и мониторинг религиозной ситуации. Уведомили о своем существовании Сочинскую администрацию СФ Международной организации «Брахма Кумарис», «Власть над временем» и Донская православная казачья епархия Церковь Духа Света.
Вторая форма существования - это приобретение статуса общественной организации, например, Рериховское общество «Живая Этика», школа «Психология человеческих отношений», Сочинская городская общественная организация «Духовная Академия наук», другие «пограничные» организации. В их деятельности, однако, можно проследить:
-обожествление лидера;
-эсхатологизм;
-синкретичность, обещающая своим последователям освобождение от страданий.
Третья форма - восточные практики, обучающие магии, оккультизму, корректирующие энергетическое поле человека, работающие по системе Гробового, рейки, предлагающие свою методику лечения. В Сочи деятельность таких НРД представлена Клубом нейролингвистического программирования, эзотерической группой «Свет», ассоциацией Чжун Юань, Цигун и рейки и т.п. Деятельность большинства центров лицензирована, но многие формы их деятельности до конца не изучены и способны оказать сильное и непредсказуемое воздействие на психику.
Таблица 4 Численность прихожан некоторых конфессий в г. Сочи на 2006 год
Название организации |
Адлер |
Центр |
Хоста |
Лазаревское |
Итого прихожан |
РПЦ |
870 |
2190 |
300 |
790 |
4250 |
ААЦ |
150 |
400 |
|
10 |
560 |
РКЦ |
|
700 |
|
50 |
750 |
ЕХ |
220 |
700 |
270 |
150 |
1330 |
ЕХБ |
|
250 |
|
170 |
420+20 |
ХВЕ |
40 |
740 |
145 |
85 |
1010+30 |
ХНАЦ |
|
15 |
|
|
15 |
Мормоны |
|
20 |
|
|
20 |
ХАСД |
50 |
120 |
125 |
30 |
225 |
Свидетели Иеговы |
920 |
110 |
|
70 |
1100 |
Исламские организации |
30 |
20 |
|
|
50 |
Иудаизм |
|
80 |
|
|
80 |
Вайшнавизм |
|
250 |
|
|
250 |
ВМУ |
|
47 |
|
|
47 |
ВЗС |
|
33 |
|
|
33 |
Язычество |
|
3 |
|
10 |
13 |
Теософия |
|
31 |
|
|
31 |
Синтез |
|
28 |
|
|
28 |
ВМиП |
|
22 |
|
|
22 |
Психотехнологии |
|
15 |
|
|
15 |
Примечание: использованы данные отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации города Сочи; знак + означает прихожан незарегистрированных организаций
С представителями большинства объединений органами муниципального самоуправления установлены контакты, отношения выстраиваются в рамках существующего законодательства и носят урегулированный характер.
Лидирующие позиции по-прежнему сохраняет РПЦ, о чем свидетельствуют данные о численности прихожан на 2006 год.
Также крупными конфессиями являются евангельские Христиане (1330 членов), Свидетели Иеговы (1100 членов), и Христиане Веры Евангельской (более 1000 человек).
Численность новых религиозных движений (НРД) небольшая - от 3 до 10 человек, за исключением Церкви Евангельских христиан - 200 человек и Рериховского общества «Живая этика» - 150 человек. До 30 человек входят в религиозную группу «Исход», до 20 - в Рериховское общество «Урусвати».
Большая часть прихожан традиционных религиозных организаций и НРД базируется в Центральном и Адлерском районах города, что вызвано определенными причинами, о которых будет сказано ниже.
Анализируя развитие религиозных объединений в Сочи с 1985 по 2006 годы, можно сделать некоторые выводы. Налицо две тенденции: рост религиозных организаций различной конфессиональной принадлежности и появление множества религиозных групп и общественных организаций религиозной направленности.
В настоящее время религиозная ситуация стабильна, но на основании статистических данных можно предположить дальнейшее увеличение численности разнообразных религиозных и околорелигиозных групп, небольших по составу.
Чем же обусловлена поликонфессиональность Сочи и тенденция к ее дальнейшему усилению? Увеличение роли религиозного фактора в Краснодарском крае (в том числе и в г. Сочи) складывается под влиянием трех составляющих: общемировой, российской, региональной.
Первая связана с явлением, которое отражено в концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы, «столкновения фундаментализмов» Тарика Али, «начала третьей мировой войны» (Ф. Энгельхард), деления мира на «зону мира» и «зону конфликта» (Х.-Х. Хольм и Г. Соренсен) и пр. В каждой из этих концепций религия играет дифференцирующую роль маркера цивилизации.
Еще в 1990 году Э. Тоффлер писал о возвращении в мировую политику глобальных воителей (транснациональные корпорации, мировые религии - прежде всего, ислам и католицизм), что может привести к возрождению гетерогенной мировой системы (системы, существовавшей еще в доиндустриальную эпоху, когда политическая власть не была распределена между национальными государствами) только в новых условиях глобальных возможностей - мире высоких технологий, Интернета и ядерного оружия [6].
Но кроме «новых старых игроков» - традиционных религий, появляются и новые религиозные движения (НРД). Вместо концентрированных религиозных традиций возникает плюралистическое поле размытой религиозности. Появившиеся в современных условиях, новые религиозные движения вступают в конкуренцию с традиционными религиями, чему способствуют и такие завоевания секулярного мира, как свобода совести и плюрализм ценностей - в том числе религиозных.
Кроме данных общемировых тенденций, для России характерна и специфическая российская составляющая - преодоление атеистического прошлого. После Октябрьской революции 1917 года наша Родина оказалась страной воинствующего атеизма, т.е. страной, где секуляризация проходила не постепенно и закономерно, а насильственно. Это иллюстрируют и документы 20-х-30-х годов XX века, хранящиеся в сочинском архиве: «О передаче бывшей Хлудовской церкви в ведение треста общественного питания для размещения склада», «О передаче церквей в с. Ахштырь и Верхней Николаевке под школы», «О закрытии лютеранского молельного дома в с. Навагинское» и даже - «О запрещении в Сочи церковного звона» [7].
В 90-е годы XX века наше государство встало на путь приобщения к мировому сообществу, построения правового государства и создания предпосылок для гражданского общества. Поэтому, с одной стороны, конфессии в России пережили десятилетия явных и скрытых репрессий, с другой стороны, процессы демократизации и гласности, начавшиеся в нашей стране с конца 80-х - начала 90-х годов, позволили им получить то, чего оказались уже почти лишены к этому времени традиционные религии во многих странах западной демократии - институциональность, возможность участвовать в оформлении новой национальной (государственной) идеологии, активно и вполне легитимно влиять на общественное развитие и общественные устои.
Однако процесс ресекуляризации в РФ протекает стихийно, в отсутствие выработанной и твердо проводимой вероисповедной политики, отношения между государством и конфессиями складываются вслед за развитием ситуации, в результате активности религиозных объединений или вследствие других общественных явлений, имеющих отношение к религии, в частности современного международного терроризма.
Законодательство РФ, регулирующее взаимоотношения конфессий и государства, включающее в себя около ста нормативных актов, несовершенно и нуждается во внесении изменений. Например, практика применения ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» показывает, что необходимо упорядочить деятельность религиозных групп без регистрации, определить, что навязывание гражданам по месту жительства либо в иных местах религиозной литературы и убеждений против их воли является нарушением прав граждан, конкретизировать термины «вблизи объектов религиозного почитания» (п.6, ст.3), «государство уважает внутренние установления религиозных организаций» (п.2.ст. 15) и т.д.
Определенный интерес у религиозных объединений, особенно НРД, вызывают и специфические особенности Краснодарского края, и города Сочи в том числе. Речь идет о выгодном экономико-географическом положении; благоприятном климатическом режиме, позволяющем проводить миссионерскую работу на улице в течении практически всего года; большом количестве приезжих, т.к. речь идет об одной из наиболее важных рекреационных зон РФ.
Как и в любом другом городе-курорте, в Сочи царит «курортная атмосфера»: некоторая нестабильность заработков местного населения (сезонный характер доходов), отсутствие у части молодого поколения позитивного отношения к труду, привычка к «легким деньгам» (которые, как известно, не только приходят, но и уходят легко), большим количеством игровых залов и развлекательных заведений вообще. Все это способствует стремлению молодого поколения жить в условиях «вечного праздника», а так как это невозможно, то возникают неизбежные стрессы, одним из средств преодоления которых является религия.
Молодые люди ищут истину, добро, любовь и, не находя их в обществе, обращают взгляды на религию, причем часто не на традиционные православие, ислам, а на нетрадиционные конфессии.
В Сочи имеется значительное количество людей с высшим образованием, выпускников местных вузов (вузы сосредоточены в основном в Центральном и Адлерском районах), людей грамотных, но часто невостребованных по специальности. Это одна из предпосылок для успешного действия разнообразных восточно-мистических, саентологических учений, а также новых, «энерго-информационных психотехнологий».
Исходя из анализа религиозной ситуации в городе Сочи ( типичной для ЮФО и, с некоторыми оговорками, для РФ), можно уверенно утверждать, что в будущем религиозный фактор станет одним из инструментов политической мобилизации в области удовлетворения экономических, социальных и культурно-нравственных, идеологических амбиций. Отсюда насущная необходимость в последовательной и продуманной государственной вероисповедной политике, в выработке четких принципов взаимодействия государства и религиозных организаций, усовершенствовании законодательства, регулирующего взаимоотношения между ними.
Известно, что существуют две модели взаимоотношений государства и религиозных объединений. Первая - сепарационная, когда упор делается на секулярный характер государства и государство абстрагируется от любой религии, не предоставляя ни одной конфессии политических и иных преференций. В большинстве стран сложилась кооперационная модель взаимоотношений государства и религиозных объединений. Понятие традиционная конфессия обладает там необходимой юридической определенностью, государство финансирует процесс обучения основам данного вероисповедания на факультативной основе в государственных школах, предоставляет ряд социальных и правовых льгот.
В России с середины 90-х годов XX века внедряются элементы кооперационной модели. Прежде всего, в практике сотрудничества органов исполнительной власти и субъектов РФ с религиозными организациями, в первую очередь с РПЦ.
РПЦ считает правильным отделение церкви от государства, но предполагает углубить сотрудничество государства и церкви для нравственного, культурного, патриотического воспитания граждан. Администрация Краснодарского края совместно с Екатеринодарской и Кубанской епархией проводит большую работу в области охраны, восстановления, развития исторического и культурного наследия Краснодарского края: принята «Краевая целевая программа восстановления и реставрации православных храмов в Краснодарском крае на 2005-2010 годы», которая предусматривает реставрацию и сочинских храмов; в 1996 году был подписан рамочный договор между администрацией края Екатеринодарской и Кубанской епархией о сотрудничестве в области образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности; в общеобразовательный процесс краснодарских и сочинских школ вводится курс «Основы православной культуры». В 2006 году в Сочи прошли курсы повышения квалификации для преподавателей этого курса, сертификат получили 27 человек. В школах №3, №4, №6, №8 города, по заявлению и с согласия родителей, этот курс уже читается (на факультативной основе). В начале июня 2007 года преподаватели ОПК из Краснодара проводили в Сочи мастер-класс, после чего совершили паломничество по православным святыням города-курорта.
Слишком активное взаимодействие РПЦ с властью вызывает недовольство представителей иных конфессий, но необходимо учитывать объективные предпосылки такого социального партнерства.
Кубань имеет давние корни христианства. В средневековье для византийских и европейских купцов наибольшее значение имел путь через перевал Псеашхо в Красную Поляну и далее к сочинскому побережью. Вдоль него возникла целая цепь системы укреплений и найдено около двух десятков христианских храмов и крепостей [5]. Возможно, наиболее древние православные храмы - это храм Бзыбский и в Лоо. Давид Чачхалиа датирует их XI веком [9].
В 1860 г. в Санкт-Петербурге было учреждено Общество по Восстановлению православного христианства на Кавказе [4]. В 1885 г. учреждается самостоятельная Сухумская епархия, в которую вошли и нынешняя Абхазия и прибрежная часть Черноморской губернии, включая и Новороссийск.
Православная Церковь в Сочи появилась «вследствие отсутствия отправлений религиозных треб», «необходимых во вновь заселяемом крае» в 1874 на пожертвованные средства [4]. Церковь освятили во имя Святого Архистратига Михаила, т.е. в напоминание Великого Князя Михаила, наместника Кавказского.
По данным на 01.01.1893 в Черноморской губернии имелось 10 часовен и молитвенных домов, 7 каменных и 6 деревянных церквей и монастырей православного вероисповедания и только одно культовое сооружение неправославного вероисповедания. Это объясняет, почему РПЦ и некоторые другие традиционные организации сегодня более влиятельны, активнее взаимодействуют с органами власти и пользуются принадлежащими им правами. Учитывая вышесказанное, а также демократический характер современного российского общества, можно сделать вывод, что определенные религиозные организации неизбежно, при равенстве прав религиозных объединений, в силу большей привлекательности и большего признания в обществе, будут лидировать в межконфессиональной конкурентной борьбе.
Таким образом, традиционные религиозные организации в рамках действующего законодательства имеют все необходимые правовые возможности стать влиятельными позитивными силами в обществе без приобретения особого правового статуса. Более того, особый статус может принести им вред, исказить их специфику как уникальных социальных институтов, обострить межконфессиональные споры.
Очевидно, при совершенствовании ГВП и законодательства в области государственно-конфессиональных отношений надо учитывать всю неоднозначность и сложность конфессиональной ситуации. Это процесс не должен сопровождаться установлением дискриминационных, противоречащих конституциональным нормам о равенстве религиозных объединений перед законом.
Религиозные организации активно интегрируются в правовое поле РФ и оказывают значительное влияние на социальные процессы в нашей стране. Но сегодня ни религиозные организации, ни муниципальные органы власти не готовы в полной мере осуществлять свои права и обязанности как субъекты правоотношений. Обращаясь за помощью, некоторые руководители религиозных организаций с удивлением узнают, что государство не вправе вмешиваться в деятельность юридических лиц, они сами обладают всеми правами и несут ответственность за свою деятельность. Отсутствие юридической подготовки не редко свойственно не только многим религиозным деятелям, но взаимодействующим с ними чиновникам государственных и муниципальных органов. Однако высшие учебные заведения не готовят специалистов в сфере правовых отношений с религиозными организациями, хотя стремительная смена правовой базы диктует, наряду с изучением религиоведения, освоение будущими специалистами представлений о церкви и религии не только как о феноменах, но и как о субъектах права.
Введение спецкурса «Религия и право» в некоторых вузах страны, в том числе в СФ РУДН, таким образом, вызвано объективными причинами, в том числе и потребностями формирующегося в РФ гражданского общества. Этот курс будет способствовать также формированию у молодежи более широкого и углубленного взгляда на мир, на историю взаимоотношений народов нашей страны. В этом же контексте необходимо знакомить молодежь с основами знаний о религиях, причем преподавание должно исключить мировоззренческий конфликт в сознании студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Астапова С.М. Новые религиозные движения Краснодарского края. - Религиозная ситуация в ЮФО (материалы семинара 21-23 сентября 2005 года).- г.к. Геленджик, Кабардинка, 2005, с.93-94
- Бабсков А.И. Некоторые вопросы взаимодействия с религиозными организациями в решении проблемных ситуаций в Краснодарском крае. - Религиозная ситуация в ЮФО (материалы семинара август-сентябрь 2006). г.к. Геленджик, Кабардинка, 2006, с. 27
- Веремчук В.И.. Современная религиозная ситуация в России. - Социология религии. М.: Юнити-Дана, 2004, с.200
- Дороватовский С. Сочи и Красная Поляна с окрестностями. Путеводитель. - СПб, 1911
- Диденко Н.В. Пслухская крепость. - Первая Абхазская археологическая конференция.-, Сухум, АГУ, 2006, с. 394
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, с. 141
- Фонды Архивного Отдела Администрации г. Сочи, р-137, опись 3, е/х 288, с.1-5; р-33 е/х 10, р-25 е/х 456, р-25 е/х 674, р-25 е/х 647.
- Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007, с.373-374
- Чачхалиа Д. Абхазская Православная Церковь. Хроники.- М., 1997, с. 2