Оценка исторической ретроперспективы страны теперь менее актуальна определения координат социально-экономического положения России на будущем геополитическом поле человечества. Решением этой миссионерской задачи практически никто не занимается. Создается впечатление, что апробацией трехлетнего бюджета и целевых программ с пятнадцатилетним горизонтом взгляда в будущее и ограничивается современная менеджерская стратегия вывода России к геоэкономическим и геополитическим пикам национальных интересов. Жаль, ибо чем короче дистанция исторического бега, тем быстрей теряются мотивы общественного трудолюбия, тем горячей съедаются мораль и нравственность социального прогресса. Вне них России не сохранить свою духовную энергию, а без нее можно потерять национальную самоидентификацию и суверенную территорию.
Выделяю этот аспект из-за чувства горечи к текущей жизни общества, которая все явственнее обнажает тенденцию нивелирования русской идентичности, ярче подтверждает американо-европейские мотивы к закреплению сырьевой ориентации отечественной экономики. Переносы сроков вступления России в ВТО отражают некоторые элементы морального недопущения нашей страны к индустриальному доминированию в мировой экономике. Признаков исторической возможности закрыть историю русского народа и других многонациональных народов, живущих ныне на территории России, все больше. Особенно при анализе долгосрочных последствий попыток переключить стратегические интересы Украины, Казахстана, Азербайджана, Белоруссии на атлантическую концепцию глобального мира. США ассоциирует себя с защитником демократии, но реальное глобальное сообщество пытается строить по авторитарным лекалам собственных геополитических потребностей настоящего и будущего. Естественно, Россия в праве предложить человечеству новое видение будущего глобального дома. Тем более, что духовный и исторический потенциал для реализации концепции гуманитарного бытия народов у России несравненно больше.
Геостратегический облик будущей России закладывается сегодня. Надо помочь большинству россиян осознать стратегическую ценность курса на обновление великой державы, на реалистичность этого процесса. Надо показать его позитивные последствия для судьбы конкретного гражданина. Публичная постановка В. В. Путиным задачи выхода на восьмипроцентные темпы прироста валового продукта в течение ближайших 15 лет вносит минимальную ясность в вероятность достижения успеха, значимого для людей ответственных и не питающих иллюзий на волшебное превращение экономической разрухи, вонючих коммунальных подъездов в реки с молочными берегами и образцовое государство. Такой подход - маленькое доказательство того, что приближение золотого века становится для России прагматичной задачей. Этапными показателями успеха ее решения будут: а) занятие в первой четверти XXI века места в пятерке экономических супердержав и прочное удержание в XXII веке лидерства в научно-технологическом прогрессе ; б) достижение в 2025-2035 годы объемов ВВП в расчете на душу населения более высокого по сравнению с любым европейским государством; в) производство ВВП к 2030 году не менее 10% мирового ВВП, к 2060 - 15-20%.
На наш взгляд, осуществляемый рыночный путь стимулирования экономической инициативы, будучи хорошо социализирован, приоткрывает России историческую перспективу взобраться на вершину мировой экономики и лидерства социального прогресса на основе постоянно воспроизводимых новейших технологий производства товаров (услуг). Такое историческое предназначение Россия выстрадала. Более того, именно такую футурологическую перспективу наиболее жаждут оптимистично настроенные россияне. Еще М.В.Ломоносов прозорливо обосновал, что Россия может иметь самую передовую экономику, удовлетворять в полном объеме не только внутренние потребности, но и удовлетворять спрос на товары зарубежных рынков. Триста лет данный вывод не замечался в качестве политической концепции развития России, поэтому выбираемые модели экономической динамики соответствовали революционным порывам, плохо пережеванными западноевропейскими и американскими мечтами о благоденствии народа. Философия науки и политики для модернизации стратегии развития России как ведущего фактора обновления мировой истории эволюции должна нивелировать естественную для западноевропейского обывателя модель мышления, что только в единстве с США, под защитой ее военной мощи возможен порядок в общеевропейском доме. Рано или поздно (пускай за два-четыре будущих века), но евразийское духовное общение приведет к безусловному признанию, что Европа и Россия - это соседи по одному материку и политическая интеграция Европы в североамериканское ложе управления миром и воздействия на мир является формой антиевропейского поведения лидеров европейских стран.
У России есть все для экономического и технологического оппонирования однополюсному миру: необходимый набор и объем природных ресурсов; самая большая территория; тоска людей по социальной справедливости и мотивация движения к ней; товар для мировых рынков, который дает деньги для масштабных геоэкономических инноваций. Хуже обстоит дело с публичным инициированием геополитической цели развития России для ближайшего столетия: быть правофланговым общественного прогресса, лидером земной цивилизации.. Пора не быть апологетами вороха правильных фраз об общечеловеческих заботах и ценностях, о приобретении статуса гражданина Вселенной. Куда важнее, учиться быть патриотом своего Отечества.. Для этого надо воспроизводить из прошлого опыт и традиции бескорыстного духовного посвящения русского человека своей стране, подвергать остракизму стремление умножающейся армии антиобщественных паразитов к жизни в зазеркальной «другой» России, где рядовой наемный гражданин ощущает себя не уютно, сидит перед полупустым столом, как бы не трудился вдохновенно. При вопиющей дифференциации богатства и бедности в России можно сохранить только социальные конфликты и политические катаклизмы, но не возможно построить социальное государство, которое могло бы быть прообразом передового общества.
Рано или поздно сторонниками данного рукотворного помысла, к которому никому никогда не поздно присоединиться, будут становиться сотни тысяч и миллионы человек. Тем более, что опыт апробации Россией рыночных реформ в 1993-2007 годы по рецептам либеральной чикагской школы демонстрирует коррозию духовного стержня повседневного поведения россиян. Они стали больше думать о деньгах, деньги стали больше ассоциироваться важнейшей ценностью, а забота о ближнем человеке (спутнике жизни) безусловно, теряет социальную привлекательность Внутренний враг (бессовестность наживы) коррозирует сознание россиян - молодых и не очень старых, любить свой шикарный коттедж более престижно борьбы за государство и общественные интересы. Может получиться так, что, выстроив рыночное общество мы незаметно потеряем то, что издавна присуще человеку Руси, - жизнь на миру и интересами общества. у новых и новых отпрысков российского капитализма.
Естественно, какое-то время история может терпеть несправедливые производственные отношения. Но, идея, что в рыночном обществе каждый гребет в свою сторону и можно надеяться только на себя, сознательно или невольно подрывает державные основы патриотизма - любовь к России как государству всех россиян, любовь к идее, что Россия может быть аккумулятором и генератором более совершенной цивилизации. Высшие интересы развития страны и общества должны быть своевременно сформулированы и осознанны большинством граждан России. Тогда они успеют выполнить функцию морального и нравственного барьера поступкам и действиям индивидов, выросших за двадцатилетие реформ бессовестной приватизации права на достойную и честную жизнь. Надеюсь, что Россия созреет раньше европейских народов в понимании опасности поощрять формирование эгоистических граждан. Уже сейчас принципиально важно перейти к продуцированию эффективно работающей культуры нового гражданского патриотизма. Тогда низовая инициатива людей окажется примером, заразительным для массы рядовых граждан. Нередко будет достаточно одного активиста для прекращения брани массы социальных иждивенцев. Ныне активист Родины тот, кто ее любит через хорошее и доброе дело. Человек, социально устремленный в свое будущее, все более будет выступать в роли субъекта психологической терапии уродливого эгоизма массы, ставшего критерием жизненного успеха индивида, мало помышляющего о качестве мотивов жизни. Тот, кто чистит авгиевы конюшни от дурных запахов исторического наследия, наиболее полезен России, ибо он умеет представлять свое будущее и будущее детей, внуков. Это самая исключительная гарантия его динамичного противления социальной апатии, социальной лени. Такой человек - главный врачеватель социальных неврозов российского общества, субъект осознаваемого курса сочетания национальных и глобальных задач строительства нового мира.
Российскому человеку можно помочь быть лучше, если государство и субъекты хозяйственной деятельности поймут, что первым обязательным шагом является создание прогрессивной инфраструктуры рабочего места, производственной среды. Гармонизация условий труда, комплексная механизация и автоматизация рабочих мест, оптимизация экологии рабочей зоны, безусловный приоритет охраны труда работника - вот азбучные истины развития человеческого фактора в России. Практическое поклонение этим социальным потребностям превратит отечественный корпоративный менеджмент в субъекта социально ответственного участника процесса превращения России в уважаемого учителя и авторитетного поводыря для народов земли, не склонных абсолютизировать американское измерение мира. Там, где ценится человек труда, только там умножается духовная сила нации, а гражданин самоинициативен в достижении глобальных целей своего общества. Государство не прогрессирует в развитии, если гражданин остается для него исправным винтиком налогообложения. Жизнь индивида коротка, а общества вечна. Закрытый крышкой гроба неунаследованный опыт жизни личности обкрадывает будущее общества. Каждый крест, венчающий позабытый вклад гражданина, для государства оказывается дополнительным препятствием на дороге нравственного развития. Деструктивный характер общения таланта и равнодушия на исторических поворотах России в конечном итоге побеждался ответственной личностью Гражданина России.
Если мы принимаем концепцию социального и экономического лидерства России в мировых процессах, то должны попытаться дать теоретические ответы об условиях и цене подъема экономики страны, какую общество должно заплатить за то, чтобы Россия была и сохранялась несколько ближайших столетий в качестве суверенного фактора мировой цивилизации и космической экспансии. Прежде всего, для этого важно правильно использовать природно-ресурсный экономический потенциал, в достаточности которого для производства рекордных объемов ВВП у нас нет сомнений. Ближайшие сто лет структура и объемы наличных природных ресурсов - величайшее конкурентное преимущество России и неизбежный симптом несовершенства технологической структуры национальной экономики. Научно-технический прогресс может привести к экономической переоценке углеводородного сырья, поэтому в ближайшие 35-50 лет целесообразно максимизировать разработку нефтяных и газовых месторождений, получить от их экспорта максимальные финансовые дивиденды. И одновременно оптимизировать направления использования нефтегазовых денег как инвестиционный капитал создания и воспроизводства каждые 15 лет материально-технической базы современных наукоемких технологий, обеспечивающих лидерство России на мировых товарных рынках.
Преодоление дихотомии стратегических установок взаимодействия с мировым потребляющим сообществом (и доминирование высших технологических укладов, и удовлетворение сырьевых потребностей мирового рынка) возможно только на базе декларирования и осуществления социальной стратегии России, где основной целью будет высшее качество жизни россиян и реальная справедливость общественного потребления. В контексте этого целесообразно вернуть в Россию часть резервов стабилизационного фонда, размещенных в форме ценных бумаг в западных финансовых учреждениях, для фосмажорного финансирования транспортной инфраструктуры. Соединение большинства населенных пунктов России автодорогами, формирование транспортной сети городов и поселков, отвечающей нормативным требованиям и потребностям экономики и общества завтрашнего дня (оптимальный срок учета не менее 20 лет), форсированное обновление и строительство новых инженерных коммуникаций городов - вот объекты срочного вложения уже аккумулированных от продажи нефтедолларов средств.. Надо развернуть фронт работ, чтобы за десять лет устранить сегодняшние проблемы в этих сферах жизни.
Не преувеличиваю, но социальные системы будущей Европы во многом отразят результат институлизации новых принципов и структуры социальных целей экономической жизни российского общества. Это просто обязательное условие жизни демократического государства, в качестве которого Россия и должна позиционировать как субъект духовного и морально-нравственного лидерства в мире. Дело не в демократии как в форме правления людьми, а в совместной работе государства и личности человека. Демократия - это метод более глубокого осознания смысла и содержания патриотизма, патриотической идеологии, помогающей россиянам найти значимую геополитическую цель деятельности в мировом сообществе и конвергенции России в эпоху стабильного будущего, где суверенность и идентичность России не подвергается сомнению.