Особое значение, которое отводится строительству в национальных программах РФ не случайно. Исторический опыт показывает, что возрождение экономики государства начинается с оживления строительного комплекса. Причина особой роли строительства в развитии экономики заключается в том, что, с одной стороны, эта сфера человеческой деятельности касается практически каждого гражданина, а, с другой стороны, использует почти 70 процентов инвестиций в создании новых или реконструкции производственных объектов и жилья.
В настоящее время в жилищном строительстве осуществляется в основном новое строительство. Реконструкции жилого фонда уделяется менее 5% инвестиций. При всех недостатках индустриального домостроения, осуществляемого на протяжении нескольких десятилетий в России - архитектурной невыразительности и спартанскому выполнения жилья, значительной затрате энергоресурсов при эксплуатации, низкому уровню инженерно-технических решений и применению устаревших материалов - надежность железобетонных и кирпичных домов получилась достаточно высокой и их физический износ, как правило, оказывается значительно ниже расчетных проектных значений. В связи с этим большинство экономистов, конструкторов и архитекторов считают, что реконструкция является важнейшей составляющей жилищной политики на современном этапе. Об этом же свидетельствует и международный опыт. В США, Германии, Англии реконструкция занимает около 50% инвестиций, а в Сингапуре, Нидерландах более 70%.
Однако в большинстве случаев решение о реконструировании сооружения или его сносе в РФ осуществляется волевым путем и чаще всего в пользу нового строительства. Это объясняется тем, что реконструкция в нашей стране оказалась новым видом строительной деятельности, недостаточно исследованным процессом и требующим новых навыков и методов на всех стадиях. Решить проблему создания нормативных документов по реконструкции и решить проблемные вопросы по созданию доступного и комфортного жилья смогут лишь организации, имеющие не только достаточную материальную базу, но и обладающие целым набором профессиональных кадров в различных научных направлениях: экономисты, архитектуры, конструкторы, опытные эксперты по диагностике и т.д.
Такие кадры и материальная база имеется только в крупных научных организациях, к которым относятся и Вузы. Однако несовершенство организационных форм и большие косвенные расходы делают Вузы недостаточно конкурентно-способными по сравнению с предприятиями частной формы собственности, не всегда располагающими необходимыми специалистами и оборудованием и где качество работ оставляет желать лучшего. Для повышения роли Вузовской науки в данном вопросе необходимо, с одной стороны, изменить подход к лицензированию предприятий не обладающих соответствующей базой и специалистами, а с другой усовершенствовать организацию работ непосредственно в самих Вузах.
Для сокращения косвенных расходов в Вузах необходима гибкая система разработки смет на выполнение хоздоговоров и оптимизация производственного непроизводственного персонала, созданием специализированных институтов при строительных университетах.