Научно-технический прогресс, объединение стран во ВТО, жесткая конкуренция в мире и т.п. создают проблему экологии человека, природы и коррупции общества. Многие проблемы - следствия ограничений мировоззрения «классической» науки. Но наука готова для экспертного пересмотра основ культуры мышления и создания условий для разработки современного мировоззрения. Не дожидаясь разрушительных аномалий биосферы, нужно раскрыть механизмы движущих сил этих проблем и обеспечить нормы нравственности. Достижение эффективных методов образования и конкурентоспособности требует мобилизации внутренних ресурсов человека. Новое мировоззрение формируется на базе ведущих современных открытий, методов и концепций. Важна законодательная оперативность деятелей государства и их гуманность. Обсудим эффективный инновационный метод образования, успешно прошедший апробацию /3,4/.
Ниже обоснован пересмотр классического метода познания современной на планетарном (1), социальном (2) и личностном (3) уровнях с целью прояснения процесса формирования современного сознания и образовательных методов и систем. Представим требующиеся аргументы науки.
1. Новые подходы, проясняющие нравственно-экологические проблемы, приняты нами ввиду ограниченности классических форм восприятия мира. Для познания в науке Р.Декартом и основоположником классного метода обучения Я.Коменским востребованы были только функции логики и этики, определяющие внешнюю сферу жизни - ресурсы природы (материя, энергия). Они являются «вторичными». А ресурсы человека (его «первичный» пространственно-временной ориентир!) - сенсорно-интуитивное восприятие тогда, будучи не востребовано из-за избытка ресурсов природы, названные иррациональной - остались «за бортом». На заре 17-го века и применение в науке только «вторичных» функций, названные «рациональной» (?), признано эффективным. И этот «успех» был «воспет» писателями-классиками. Так, на века, системно закрепились «классические» традиции. Недоработанность классической науки, связанной с неполнотой познавательных процессов, формирующие в человеке индивидуализм, в обществе - потребительскую цивилизацию, упорно сохраняются и поныне. Хотя и неоднократно были тщетные попытки мыслителей (А.Пуанкаре, Б.Рассел и др.) их реанимации. Недостаточная системность и глубина исследований в науке не привели к успеху. И система образования пришла в упадок, переживая кризис и «революцию в обучении» /1/. Современный мир в тисках ограниченно признанного познания, лишенный щадящей планету идеологии, приводит сообщество мира и цивилизацию к тупиковому развитию: налицо аномалии биосферы природы. Ухудшается ее, социума и человека экология. Неуправляемость природы, общества опасна: может приводить в итоге к разрушению устойчивости биосферы. Новые методы образования снимут эти проблемы. Так как иная, более эффективная, альтернатива - не просматривается.
В разработках критериев к образованию нужно принять достижения науки - универсальные законы естествознания: дихотомии и целесообразности, самоорганизации и цикличности, глубоко осознавая взаимосвязанную системность науки, цивилизации, норм демократии, расширяя их до уровня планеты. Начала разработок заложены выдающимися учеными: В.Вернадским (1879-1945) (Учение о «ноосфере») и Д.Радьяр (1895-1985), усмотревшие возможность объединения коллективного разума. «Одна из основных таких целей участие в построении нового общества, основанного не на «локальных» условиях социальной, культурной или религиозной исключительности, а на глобальном понимании целостности человечества и Земли» /Д.Радьяр. Планетаризация сознания. Изд.: США, 1945. Русск. изд., -М.: «Ваклер», 1995, с.81/.
Прогресс в технологической сфере с участием человека при преобразовании природы формирует «техносферу». Она, осваивая космос и охватывая «кладовую погоды», губит природу: осложняются проблемы экологии. Непродуманное воздействие на среду возникает из-за ущербности системы образования, переходя в производство и быт, приводя к порочному социально-экономическому управлению, коррупции. В осмыслении проблем человека (и природы) отсутствует системность взаимосвязи естественных и общественных наук, а во взаимодействии стран - мудрость восточно-западного мышления, действия, организованности! Согласно закона естествознания о целесообразности, в научно-образовательной сфере следует принять законы общепризнанных в мире: принципов и правовых норм (с санкцией за невыполнение), в которых утверждается: а) принцип мудрости Востока (Евразийства): «Мир - един, целостен, разумен. Все в мире взаимосвязано и взаимодействует»; б) принцип «Дао» - «Одно во всем, все в одном»; в) международный девиз экологов - «Мыслить глобально, действовать локально!», «Природа знает лучше!»; г) «Международная декларация о праве наций и народностей на самоопределение» (Вена, 1986г.), принятая нами (Москва, 1988г.).
В рамках этих принципов важным является установление энергии (духа, души) по циклу жизни человека с определением уровня функций сенсорики и интуиции (1), «коридора профориентации» - области конкурентоспособности (2), мотивов, наравне с определением его внешних функций (3). Новая концепция образования должна содержать для Человека (А) и Общества (Б) те механизмы, которые гарантированы законом: А) - приоритет фундаментальных прав, свобод и обязанностей человека, пересмотрев их с учетом нового мировоззрения; - восстановление духовно-нравственных начал в науке и образовании; - открытое восприятие, понимание и принятие прогрессивного мирового культурно-образовательного опыта; Б) - единство образовательного пространства и стандартов на основе их экспертного отбора по принципу полезности, научной обоснованности и практической целесообразности по: а)социальной и природной обоснованности; б) экономической и экологической эффективности; - построение образовательных стандартов на идеологии экологического гуманизма (предложенного ниже) и общечеловеческих ценностей, современных прогрессивных методах познания, принципах технологизации, информатизации (компьютер, Интернет), планетаризации системы образования и социализации (мудрости в практике жизни) человека.
Анализ эффективности инноваций системы профобразования и многолетний (42, 20 и 17 лет) опыт работы авторов приводит к идее: система образования должна быть организована одновременным использованием (с эффектом симбиоза, подобно резонансу в технике!) универсальных открытий естествознания и эффективными методами общения преподавателя, предварительно установившего свои характеристики «мастера», с молодежью, осознанно определившей цели, мотивы и методы своей профориентации /3,4/. К ведущим относятся концепции: системного метода в науке, самоорганизации, глобального эволюционизма (цикличности) и учет фундаментальных учений: Р.Сперри, В.Степина, Э.Хамитова, И.Разумовской, А.Деркач и др. Нобелевский лауреат Р.Сперри раскрыл механизм функционирования полушарий мозга, показал, что они равнозначны. И правое полушарие ответственно за иррациональные познавательные функции /3/. Уровень проявления их и энергию натуры по циклу жизни человек (студент, учащийся, рабочий и др.) определяет сам на основе самоанализа (см. пункт 2) /4/. Комплект функций познания формирует в его мозге адекватное мировоззрение и он становится способным к творчеству, отражая явления и процессы, происходящие в природе и планетарном социуме.
2. Идея планетаризации сознания (то есть, создание коллективного творчества в обществе) представлена в концепции гуманистического подхода к жизни астропсихологом и мыслителем 20-го века Д.Радьяр. Он реализовал идею «гармонии сфер» мыслителя Пифагора (580-500 до н.э.), который развил учение о Космосе («макрокосм») как о закономерном, стройном целом, подчиненном законам гармонии («музыка сфер») и числа. Наука построена на основе чисел от 1 (символ Солнца) до 9 (Марс). Для человечества интересны его устремления гармонизировать человека («микрокосм») и человеческое бытие, органично вписывая их в ритмы планетарных циклов. Для изучения внутренних характеристик человека: представления графика изменения энергии на протяжении цикла жизни, изучения его профессиональных закономерностей и т.п., широко используется психоматрица, построенная по карте (календарная дата и координата) рождения /4, с.35-39/. Календарь построен по Солнечно-Юпитерианскому циклу. Д.Радъяр установил процессы соответствия космических явлений с земными сущностями по циклам планет через изучение биопсихологических эффектов и «принцип синхронизации» К.Юнга. По Д.Радьяру в течение года каждому дню (и 5, 10, 30, 360 дням) рождения имеется планетное соответствие, определяющее энергетику и биопсихологическое состояние человека, называемые «гениями дня рождения» («сабианские градусы»), «гениями пятидневки» («ангел-хранитель»), «гениями десятидневки» (комплексы натуры) и т.д., в совокупности с которыми формируется его психика, комплексы, деловое предпочтение («профессиональный коридор»)-направление «гениальности». Напр., символ сенсорного восприятия мира (функция сенсорики с оценкой уровня - «хорошо»), представленная цифрами 22 (Биоэнергия) -44 (Здоровье) -66 (Трудолюбие) -88 (Надежность) в психоматрице в виде ромба (круга), означает, что этот человек - «мастер дела» и т.д. Символ ромба есть знак отличия о высшем образовании. Наука соционика основана на символах функции познания («базис Юнга»). Важно, что Д.Радъяр осознал два момента, влияющих на земные процессы и жизнь: «1) время циклично, закон циклов охватывает все цивилизации и все стороны бытия; 2) западная цивилизация вступила в «осеннюю» фазу своего развития» /Д.Радъяр. Планеты и личности: астрологическое изучение психологических комплексов и эмоциональных проблем. -М.: КЛАССИК, 2002, с.190/. К.Юнг разработал методологию психоанализа и фундаментальную типологию человека, «сформулировал один из основополагающих принципов научной астрологии - «принцип синхронизации». Обосновал идею о том, что «космические периоды не формируют судьбу, а синхронизируются с ней» /Астрологический толковый словарь.-М.:РИМЕКС, 1992, с.135/. Функции таланта и творчества человек определяет по тестам соционики, а профориентацию - с учетом всей (планетарно-циклической, наследственно-генетической и определением графика энергетики) совокупности характера факторов /3, с.7-12; 97-104; 4, с.34-40/. Все гениальное - просто! Полнокровное изучение натуры (астропсихосинтез Д.Радьяр, психоанализ К.Юнга) позволяет человеку стать «самим собой», достигнуть успехов в интеллектуальной сфере и в сфере спорта высших достижений.
Итак, в познавательной теории человека, основанной на разработках К.Юнга и Д.Радьяра, учитываются новые важные факторы: 1) процессы соответствия космических явлений с биопсихологическими, 2) наследственно-генетический. Они дополняют «классику», не противоречат учениям А.Эйнштейна и Н.Винера, И.Пригожина и А.Аустинавичюте и др. Сложение разработок и достижений науки соционики в методе «возрожденного мастер-класса» позволяет изучение в человеке сознания и формирование планетарного мировоззрения /2,3,4/.
Отметим открытия и инновации, которые положены в основу современной парадигмы науки и концепции экологического образования /4,5/. Это: а) концепция системного метода на 4 функциях познания (логика, этика, сенсорика, интуиция) вместо «классических» функций (логики и этики). Функционализм и законы управления в живом и неживом мире есть законы кибернетики (Н.Винер, 1948г.), б) универсальное явление самоорганизации в науке. Наука синергетика (Г.Хакен, 1970) раскрывает механизм сущности природных и общественных явлений и процессов (И.Пригожин. Нобелевское открытие, 1977) /2/; в) специфика функционирования полушарий мозга (Р.Сперри. Нобелевское открытие, 1981). Обоснованность положений К.Юнга и Д.Радьяра исходит из целесообразности учета циклов планет (мыслителя Пифагора); г) учет элементов инстинкта и традиций в процессе обучения и формирования разума и цивилизации (Ф.Хайек. Нобелевское открытие, 1983); д) разработка компьютера(США, 1976). Основа информационных технологий и обмена планетарной информацией по Интернету (предсказано в учении В.Вернадского); е)наука соционика (А.Аустинавичюте, 1979, регистр. в АН СССР как перспективное направление).
Предложенная концепция позволяет преподавателю: овладеть современными методами познания, а студенту - также и надежной профориентацией и конкурентоспособностью, показав высокую эффективность обучения. Так, апробация потока студентов ХГФ за 1998-2003 г.г. дала 200% дипломы с отличием по отношению к 11 другим факультетам Башгоспедуниверситета и замечательных традиций: вручение «красных» дипломов Ректором и Министром образования РБ, организацию галереи постоянно действующей выставки художественного творчества студентов, активизацию защиты диссертаций преподавателями, поступление в аспирантуру студентов и др. Позитивные примеры оказались полезными и для других факультетов, и вузов региона /4,6/.
3. В современном системном подходе человек рассматривается как частица более крупной общности - социума и природы, коэволюционируясь вместе с ними, и он сам, устанавливающий профессиональную предрасположенность, сохраняет свою уникальность, свободу выбора и остается демократичной личностью: имеет право на собственные мысли, чувства, вкус, воспитание, но придерживается общими принципами природы, общества /4/.
Выводы. Важно, что способность человека к планетарному мышлению сохраняет его индивидуальные качества, что способствует мировоззренческому прогрессу общества и осознанному восприятию парадигмы науки. Повышается эффективность самопознания человека и его причинно-следственных связей в новых разработках нравственно-экологических норм общества /2,3,5/. При решении задач практики требуется акмеизм мышления /5/. Наши методы способствуют преодолению проблем. Результаты апробации приводят к выводам, имеющим научно-прикладное значение для природы (1) и общества (2), и утверждающим следующие закономерности /2-4,6/:
(1) - закон повышения экологической устойчивости природы за счет четко установленного разнообразия людей планеты путем раскрытия их таланта и творчества (определением профориентации), предсознания и социальной роли. Эту закономерность можно называть законом экологического гуманизма;
(2) - основной демократический принцип - равенство людей планеты, справедливость, возможность коллективного творчества во благо человека, общества и природы.
Благодарим авторов, конструктивно обсуждающих наш проект:e-mail:[email protected]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Г.Драйден, Д.Вос. Революция в обучении. М., Парвине, 2003, с. 155, 216, 226.
- Э.Зиннуров, Ф.Файзуллин. Разрешение глобальных проблем экологии через систему образования /Сб.:Материалы Междун. конгресса «ЭКОЧЕЛ-98», Госдума РФ, Саки, 1998, с.34-35.
- Э.Зиннуров, Т.Масалимов. Установление профпредрасположения студентов как метод развития их способностей и творчества. /Сб.:Инновационные методы преподавания социально-психологических дисциплин. Уфа, БГПУ, 2001, с. 28-36, 94-104; там же: Э.Хамитов, с. 7-12.
- Э.Зиннуров. Мировоззренческая основа и современная концепция профессиональной образовательной системы./Сб.:Актуальные проблемы исследования сложных систем. Уфа, БИСТ, 2006, с.30-40.
- А.Деркач, В.Зазыкин. Акмеология. -СПб.:Питер, 2003.- с.53-54, 135-137, 184-198.
- Э.Зиннуров, Т.Масалимов. Концепция современного профессионального образования по методу «возрожденного мастер-класса». /Современные наукоемкие технологии, №5, 2007, с.45-49.