Вопросы военного строительства и развития военной организации Российской Федерации на современном этапе приобрели определяющий характер для обеспечения национальной безопасности страны. Армия как один из важнейших социально-политических институтов занимает особое место в обществе. В настоящее время российские Вооруженные силы вступили в период глубокого реформирования. Это диктует и необходимость проведения соответствующих преобразований в системе подготовки военных кадров и военного образования.
В ходе начавшейся в начале 2006 года практической реализации реформы военного образования, систему предстоит привести в соответствие с реалиями военной организации государства и адаптировать к современным стандартам российской высшей школы, а в недалекой перспективе - и к единому европейскому пространству высшего образования. Его формирование к 2010 году предусмотрено Болонским процессом. К нему присоединилась и Россия.
Новая парадигма высшего образования как важной составляющей Болонского процесса предусматривает создание нового образовательного пространства, которое обеспечило бы качественную подготовку будущих специалистов к профессиональной и научно-исследовательской деятельности, повышение успешности выпускников, их конкурентоспособности.
Интеграция России в общеевропейское образовательное пространство должна происходить, это естественный и разумный процесс, но надо не забывать, что интеграция это не слепое копирование предлагаемой модели и подразумевает сохранение лучшего из своего.
Определенная часть педагогов и научных деятелей, как у нас в стране, так и за рубежом, считают, что Болонское соглашение надо приветствовать для большей части специальностей, но не для всех. Такие специальности, например как, врач, авиастроитель и некоторые другие, требуют специальных углубленных знаний по профессии. По мнению автора, к этой категории можно отнести и военнослужащих. Тем более, что Болонский процесс, сейчас, практически не затрагивает военное образование.
Военное образование слишком специфично. Последнее утверждение имеет особое значение, так как российским офицерам не приходится быть участниками конкурентной борьбы на «международном рынке военного труда» в личном качестве, и их профессиональные качества никогда, и никто не будет оценивать по стандартам военного образования, к примеру, Вестпойнта.
Возложенные на армию обязанности по вооруженной защите государства, связанные с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни определяют специфические особенности правового статуса военнослужащих и вследствие этого должны определять специфичность военного образования.
Военное образование (В.о.), это подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином «В. о.» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико-математическим, химическим и др.) и специальным военным наукам и навыков, необходимых офицерам и другим военнослужащим для практической деятельности.
Опыт проводившихся в 1992-2001 годах преобразований показал, что многие проблемы подготовки офицеров носят комплексный, межотраслевой характер. Для их решения в 2002 году была принята отдельная Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».
Первый опыт проводимых реформ, в рамках вышеуказанной программы, изучение учебного процесса и социологические опросы, проведенные автором, в военных училищах Приволжско - Уральского ВО показали, что Федеральная программа не решает основных проблем военного образования. Несмотря на реформирование, военное образование до сих пор имеет экстенсивный характер.
Есть три проблемы, без решения которых все попытки реформирования системы военного образования останутся не более чем декларативными заявлениями.
Первая проблема - связана с совершенствованием правового поля обучения и воспитания офицерских кадров, прохождения ими военной службы. Молодые люди используют обучение в военных вузах, как способ получения бесплатного образования и одновременно как возможность уклониться от службы в армии. Ввиду несовершенства законодательной базы в РФ ежегодно 7 - 8 тыс. курсантов покидают стены военных училищ и продолжают обучение в гражданских ВУЗах, а около 10 тысяч выпускников-лейтенантов оставляют военную службу сразу после получения диплома.
Вторая проблема - снижение уровня военно-профессиональной подготовки выпускников, особенно их практических умений и навыков. Военные ВУЗы должны включать в свои учебные планы весь комплекс стандартизированных гражданских дисциплин с полным сохранением их объема и содержания независимо от степени значимости и необходимости для подготовки офицера. По существу, все высшие военные учебные заведения обязаны ныне готовить своих выпускников одновременно по двум принципиально различным профилям - гражданскому и военному.
Совмещение военных и гражданских специальностей в одном учебном плане обуславливает увеличение количества изучаемых дисциплин почти вдвое, следовательно, образовательный процесс в военных учебных заведениях неизбежно приобретает поверхностный характер, а высшее военное профессиональное образование лишается свойства фундаментальности. Нарушается основополагающий принцип - учить тому, что необходимо на войне. Количество часов, выделенных на предметы «военного блока», не позволяет выполнить квалификационные требования по подготовке специалиста.
Третья проблема - устранение изъянов в организационном и экономическом механизме управления системой военного образования, оптимизация расходования средств, выделяемых на подготовку офицеров.
Современная система военного образования, наряду с позитивными опытом, традициями имеющимся педагогическим потенциалом несет в себе противоречия и недостатки, которые не обеспечивают ее соответствия растущим запросам общества и потребностям реформирующихся ВС РФ.
По мнению автора, все вышеперечисленные проблемы можно решить, изменив отношение к военному образованию, как к чему-то временному. В советские времена был такой, культовый для многих мальчишек, фильм - «Офицеры», и в нем прозвучала фраза: «Есть такая профессия - Родину защищать». Если взять за основу эту фразу, и отбросив все домыслы, сказать: «Военный - профессия», то можно простыми и конкретными предложениями, используя достижения современной научной мысли, определить направление реформирования военного образования. Для того чтобы реформы военного образования сдвинулись с места нужно, чтобы государство выполнило два условия.
Во - первых государство должно признать профессию защитника Родины социально значимой, для чего ввести стандарт высшего военного образования. Если труд военного так же необходим, как труд врача, учителя и т.д., и если представители гражданских профессий, изучая профессиональные предметы - медицину, педагогику и т.п., получают высшее образование, то и военнослужащий, изучая военно-профессиональные предметы, должен получать высшее образование.
Во - вторых государство должно создать такие социально - правовые и социально - экономиические условия для военнослужащих, что бы профессия военного стала смыслом жизни для молодого человека. Человек, выбравший профессию военного должен рассчитывать на 25 - 30 лет службы и достойную пенсию, а не ждать случая, уйти на «гражданку», при ближайшей благоприятной возможности.
Суть концепции заключается в следующем. В военные училища должны поступать граждане прошедшие профессиональный социологический отбор, считающие профессию защитника Родины смыслом своей жизни. Определенные стандарты Болонского соглашения, такие как образовательный модуль, в котором определяющим станет совокупность образовательных задач, решаемых посредством нескольких видов работ либо смежных предметов и предполагаемое обучение в течении четырех лет должны быть учтены в концепции. Основу подготовки военных специалистов (по аналогии с гражданским образованием - бакалавриат) должны составить, в первую очередь, знания, навыки и умения по узким отраслям военных знаний и во вторую очередь будущий офицер должен иметь определенный объем знаний по естественным и гуманитарным дисциплинам. За время обучения в военном училище курсант способен определиться с направлением своей дальнейшей службы и должен, помимо базовых знаний, выбрать самостоятельно, а училище должно помочь изучить те предметы, которые помогут ему в его профессиональной деятельности, будь то педагогический, командный или инженерный профиль.
При распределении офицеров - выпускников должен учитываться не только профиль их специальности, но и специализации. Выпускники будут иметь возможность не только убыть в войска, но и продолжить обучение. Способные к различным видам научной деятельности выпускники военных училищ, по представлению командования или по личной инициативе, смогут повышать свои знания не только в военных академиях и училищах, но и в профильных гражданских учебных заведениях (по аналогии с гражданским образованием - магистратура).
Социологические исследования автора показывают, что необходимо перевести подготовку офицеров по ряду специальностей (юрист, экономист, строитель и т.д.) на базу гражданских вузов. Это позволит сэкономить до 50% средств, затрачиваемых в настоящее время Минобороны. Эти средства могут быть использованы на совершенствование подготовки по специальностям сугубо военного профиля».
Принцип постоянного повышения своего образовательного уровня должен проходить через весь период службы офицера, по мере его карьерного роста. Получение профильного или не профильного гражданского высшего профессионального образования военнослужащим, должно осуществляться по желанию военнослужащего при полной поддержке государства.
Назревшие потребности общества в качественном изменении системы подготовки специалистов в военной области, не дают право людям, отвечающим за эту реформу, делать все впопыхах, игнорируя необходимость координации позиций социальной социологической теории военного образования с конкретно - социологическими исследованиями подготовки специалистов для армии, без осуществления диалектико - материалистического, структурно - функционального и системно - исторического анализа проблемы. Реформирование военного образования не должно напоминать погоню за уходящим поездом. Требуется переход на более высокий, не, сколько современный, сколько более перспективный уровень военного образования. При этом учебные программы, предметы обучения должны быть жестко, системно увязаны по этапам обучения. В основу должны быть положены простые и понятные всем принципы обучения.
Крайне важно, чтобы с военного училища выпускался офицер-профессионал способный на практике применить свои знания, навыки и умения, по профессии, в деле защиты Родины.
В результате преобразований системы военного образования на базе данной концепции будут созданы организационно-правовые и экономические условия эффективного функционирования системы военного образования в соответствии с потребностями военной организации государства в офицерах; оптимизируется сеть военно-учебных заведений; исчезнет текучесть офицерских кадров.
Система управления военным образованием в Российской Федерации в целом станет эффективнее.
Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации Болонских соглашений», 4-11 сентября 2007г. Великобритания (Лондон, Оксфорд, Эдинбург). Поступила в редакцию 10.08.2007г.