К причинам структурных реформ в сфере инфраструктурных монополий на рубеже XX-XXI вв. относятся: появление товаров-заменителей; внедрение новой технологии, для которой не характерна прежняя экономия на масштабе (эта ситуация типична для «технологических прорывов» с постоянно изменяющейся конъектурой рынка); неэффективность прямого государственного регулирования в современной экономике; достигнутая величина накопления капитала, сопоставимая с величиной основных фондов инфраструктурных монополий и возможность приватизации и существования отдельных форм конкуренции; расширение сферы стратегических интересов крупных корпораций, стремящихся преодолеть неопределенность рынка и сформировать стратегический масштаб деятельности. Предлагаем классифицировать положительные эффекты от деятельности инфраструктурных монополий следующим образом: натуральная продукция и услуги; значительная роль в формировании бюджета; повышение уровня занятости; дотирование сфер, которые нельзя ни профинансировать, ни уничтожить; экономическое и технологическое единство страны; укрепление военно-политической стабильности общества; сохранение целостности государства. Подход к регулированию деятельности субъектов естественных монополий, преследующий сиюминутные цели, может сказаться на количестве и качестве выполняемых ими функций. На наш взгляд, это может повлечь неудовлетворение спроса потребителей на социально важную продукцию и услуги; ослабление и утрату единого экономического и политического пространства; негативное влияние на формирование доходной части бюджетов всех уровней; значительное снижение общего объема ВНП; и снижение уровня национальной безопасности. Итак, задача разработки комплексной концепции формирования и воспроизводства инновационной среды и ее базового элемента - обеспечение конкурентоспособности рыночного взаимодействия в России.