Действующий в курортно-рекреационной сфере институт собственности на природные ресурсы не выполняет необходимых координирующих и стимулирующих функций. Фактическое отсутствие защищенности прав собственности на ресурсы и результаты их использования, стимулирует не сохранение природно-ресурсного потенциала как источника устойчивого развития, а его экстенсивное использование в целях реализации текущих коммерческих интересов. В этих условиях природопользователям не выгодно идти на дополнительные расходы по разработке и внедрению систем экологического менеджмента.
Существуют и другие, довольно серьезные институциональные проблемы, мешающие успешному внедрению экологического менеджмента в курортно-рекреационной сфере. Эти проблемы связаны, с одной стороны, с исторически сложившейся концепцией и структурой государственного управления в области охраны окружающей среды, а, с другой стороны, с проблемами в организации работы конкретных курортных предприятий. В общем виде они могут быть выражены следующим:
- отсутствие четко сформулированной экологической политики курортов.
- действующая в курортной сфере структура управления не способна работать в соответствии с главными принципами экоменеджмента: открытость информации; своевременное выявление и решение проблем; ответственность за экологические последствия; приоритетность экологической составляющей при решении проблем.
- отсутствие необходимых нормативно-правовых основ. В настоящее время существуют лишь не адаптированные к специфике российских курортов переводы международных стандартов ИСО.
- отсутствие информационной поддержки.
- отсутствие эффективной системы обучения основным принципам экоменеджмента руководителей курортных организаций.
- отсутствие привлекательных экономических стимулов.
- инерция мышления на всех уровнях.
Готовность курортных предприятий к внедрению международных стандартов в значительной степени определяется уровнем развития соответствующих институтов, важными элементами которых являются:
- политическая воля руководства;
- нормативно-правовые основы, в том числе регулирующие взаимодействие систем экоконтроля и экоменеджмента;
- разработка методологии, системы обучения на всех уровнях; информационное обеспечение и поддержка;
- ясные экономические стимулы для внедрения экоменеджмента, в том числе использование экологических фондов;
- координирующий центр на федеральном уровне, информационно-аналитический центр с банком экологических данных на региональном и местном уровнях, базирующиеся на данных комплексного экологического мониторинга.
К дополнительным факторам, стимулирующим внедрение экоменеджмента на курорте можно отнести:
- риск возникновения природно-техногенных катастроф, связанный с дисбалансом в ходе освоения сложных геоэкологических систем;
- заинтересованность крупных инвесторов в создании экологических курортов на юге России.
- вероятность значительного роста туристских потоков определяемая, в том числе, и выбором г. Сочи местом проведения зимней олимпиады 2014 года;
Наличие уникальных природных условий делает г. Сочи особенно привлекательным для проведения крупных международных мероприятий. Этому способствует принятие федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи, как горно-климатического курорта» (2007-2014 г.г.), с объемом финансирования более 300 млрд. рублей.
С учетом рассмотренных проблем и особенностей, просматриваются два пути внедрения экологического менеджмента на курортах Юга России.
Традиционный подход, который предусматривает добровольную экологическую сертификацию за счет собственных средств предприятий курортно-рекреационной сферы. Этот путь займет не менее 10-15 лет вследствие недостаточных финансовых возможностей предприятий, низкого уровня экологического образования руководства и отсутствия ясных и понятных стимулов для внедрения экологического менеджмента.
Новый подход, предусматривающий внедрение системы экологического менеджмента, начиная с уровня муниципалитета, за счет средств федеральных целевых программ. Этот путь займет 6-7 лет и позволит курортам Юга России сравнительно быстро достичь уровня международных экологических стандартов и создаст более благоприятные условия для сохранения уникального природно-ресурсного потенциала рекреационных территорий.