Естественным и главным богатством развития региона КМВ является уникальная природная среда и ее рекреационные ресурсы. Принято считать, что природная среда - это совокупность чисто природных и природно-антропогенных факторов, не являющихся средствами труда, предметами потребления или источниками энергии и сырья, но оказывающих непосредственное воздействие на уровень жизни населения. В нашем случае имеется ввиду отрасль хозяйства, продуктом которой являются рекреационные услуги, для чего природная среда служит одним из факторов производства. Это объясняется тем, что экологически чистый фон как непременное условие оздоровления рекреантов и их полноценного отдыха, а также тем, что ресурсной базой курортных услуг бальнеологического профиля являются такие продукты природы, как климат, минеральные воды и лечебные грязи, формирование которых в решающей степени зависит от экологической среды. В связи с вышесказанным функциональная ориентированность региона Кавказских Минеральных Вод подчинена удовлетворению потребностей населения Российской Федерации в оздоровительно-рекреационных услугах. Уникальность этих услуг в регионе КМВ обусловлены исключительным разнообразием типов и разновидностей минеральных вод, месторождения которых компактно сосредоточены на относительно небольшой территории.
Среди факторов влияющих на развитие курортов КМВ особое место занимает - экологический фактор. Рассматривая который, нельзя не отметить, что именно природно-климатические условия являются естественным базисом и непременным условием оздоровления населения.
Противоречия же между экологической средой и хозяйственной деятельностью, развившейся на территории КМВ, ставят природно-климатические условия под угрозу, препятствуя, тем самым, устойчивому экологическому развитию региона и его рекреационно-функциональной направленности.
Отрицательно влияют на экологическое состояние и функционирование субрегиона КМВ:
1. Выбросы и сбросы от стационарных источников загрязнения. На курорте федерального значения функционирует более 300 предприятий загрязнителей, общий суммарный выброс которых составляет более 18 тыс. т. в год. При этом, по данным Кавминводского межрайонного отдела управления природных ресурсов, степень улавливания вредных веществ составляет не более 30% от общего объема выбросов, а степень утилизации - не более 12%. Остро стоящий вопрос очистных сооружений и канализаций (ОСК), принимающих стоки от городов Кавказских Минеральных Вод и прилегающих сельских населенных пунктов. Сложившееся положение приводит к тому, что очистка сточных вод не может быть обеспечена на уровне действующих требований. Это ведет к сбросу не полностью очищенных стоков и значительному загрязнению окружающей среды и водных бассейнов.
2. Транспортные выбросы. Наибольшую сумму выбросов вредных веществ в атмосферу, негативно влияющих на естественное состояние среды курортов Кавказских Минеральных Вод, дает транспортный комплекс, представленный автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Общий объем и доля выбросов в атмосферу вредных веществ растет, превышая удельный вес региона в объемах промышленного производства и населения Ставропольского края.
3. Некорректная утилизация бытовых и промышленных отходов, объем которых увеличивается с каждым годом.
4. Некультивированные урановые разработки и хвостохранилище, оставленные после закрытия уранодобывающего предприятия Лермонтовского рудоуправления Минатома России. Урановые разработки на горах Бештау и Бык создали в окрестностях городов Железноводска, Пятигорска, Лермонтова кризисную ситуацию по радиационному заражению местности и повысили естественный радиационный фон северо-восточной части курортного региона.
5. Сокращение удельных параметров потребления минеральной воды в бальнеологических целях. Более 400 наблюдательно-эксплуатационных и эксплуатационных скважин требуют капитального ремонта (возраст 20-30 лет).
6. Антропогенная нагрузка на окружающую среду выражается в том, что численность населения в регионе приближается к отметке в один миллион человек. Этот аспект экологической проблемы во многом связан с нерегулируемым миграционным процессом.
7. Низкий уровень экологической культуры населения. Экономически хищническое использование природных ресурсов, загрязнение природной среды несанкционированными свалками, стихийно образующиеся строительные объекты в курортных зонах и многое другое может вывести территорию КМВ из сферы рекреационного пользования.
Из вышеперечисленного следует, что природоохранное дело в регионе КМВ находится явно на недостаточном уровне, не обеспечивает экологическую стабильность и не ориентировано на реализацию статуса особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения.
Какие же меры для эффективного решения экологических проблем в регионе Кавказских Минеральных Вод, на наш взгляд, могли бы быть предприняты?
Принимая за основу Постановление Правительства «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны» целесообразно бы было:
1. Разработать и утвердить на уровне Правительства Российской Федерации государственный реестр курортов федерального значения, что повлечет за собой создание эффективной системы государственного управления в сфере курортного природопользования;
2. Разработать экологическую документацию для региона КМВ, которая включала бы:
а) территориальную комплексную схему развития региона КМВ с планировочными мероприятиями в области предотвращения экологических проблем региона;
б) генеральные планы населенных пунктов с правилами землепользования и застройки, предусматривающие систему ограничений использования территории; т.е. оптимальное и экологически безопасное использование территориальных ресурсов, не допускающее сокращения площади курортных зон в городах КМВ.
3. Организовать оперативную систему сбора и получения информации о состоянии окружающей среды региона КМВ, куда следует отнести непрерывный контроль над экологическим состоянием природной среды;
4. Выработать целостную научно-обоснованную систему комплексной оценки состояния окружающей среды региона; создание на КМВ единой региональной государственной системы комплексного экологического мониторинга (КЭМ).
5. Разработать экономический механизм, предусматривающий рациональное использование природных ресурсов с применением системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и за использование природных ресурсов. В настоящее время экономическая оценка природных ресурсов не отражает их действительной ценности. Сегодняшние платежи низки и не стимулируют природоохранную деятельность.
6. Найти комплексный подход к переработке отходов, который должен базироваться на долговременном планировании, что включало бы:
а) организацию управления с учетом экологических и экономических аспектов;
б) применение новых технологий, включающих систему разделения, мусороперерабатывающие заводы, электростанции, полигонные захоронения,
в) привлечение приоритетных инвестиций.
7. Включить в хозяйственный механизм:
а) планирование дорожного строительства, ориентированного на снижение транспортной нагрузки на города-курорты, что послужило бы ограничению транспортного транзита;
б) стимулирование мероприятий, таких как, перевод автотранспорта на газовое топливо, использование неэтилированного бензина и т.д., которые были бы направлены на снижение негативного влияния автотранспорта на природную среду;
в) получение финансовых средств в виде специальных сборов (налогов) с физических и юридических лиц для компенсации ущерба наносимого воздушному бассейну региона.
8. Принять меры по повышению экологического воспитания и образования населения, которые должны выражаться в открытости экологической информации, участии гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Экологическая проблема одна из наиболее важных не только для региона Кавказских Минеральных Вод, но и для всего человечества. От решения данной проблемы зависит будущее всей планеты.