К настоящему времени в России сформировалось несколько направлений туристической деятельности, имеющей черты не только экономического, но и социального менеджмента. Эти формы туризма оказываются не только рентабельными с экономической точки зрения. Они вносят существенный вклад в укрепление стабильности общества, консолидации семейных отношений, формирование картины мира и мировоззрения подрастающего поколения. На наш взгляд, к социально значимым формам туризма, в первую очередь, следует отнести познавательный туризм, научный, экологический, этнографический, паломнический, исторический, экскурсионный, научно-экспедиционный, спортивно-оздоровительный, оздоровительный, спортивный, семейный.
Несмотря на многообразие форм реализации и внешнее различие все выше перечисленные формы туризма объединяет одно очень важное качество. Все они являются не только предметом потребления и товаром на рынке сервисных услуг, но инструментом социального менеджмента, той активной социальной технологией, которая на уровне социума обеспечивает преемственность поколений по образу жизни и сценариям группового поведения. Мы полагаем, что в современном быстро меняющемся обществе социальная роль туризма как инструмента консолидации сообщества людей является уникальной, высоко эффективной и востребованной.
Быстро и надежно перебросить мостик преемственности между поколениями позволяют также современные формы научного туризма, которые стали возрождаться сейчас в России после некоторого периода затишья. Формирование научных школ с включением в этот процесс активных психотехник в виде проведения семинаров, диспутов и мозговых штурмов в неформальных условиях, усиленных эффектами ланд-шафто-, климато- и эстетотерапии успешно продолжает традиции Н.В. Тимофеева-Ресовского, отработанные на примере уральской школы радиоэкологов и широко известные в мире как летние семинары в Миассово.
Выше названные формы социального туризма характеризуются не только высоким накалом межличностного общения. Они представляют собой мощный импульс к развитию коммуникации между поколениями и на бытовом уровне. Они являются скоростным каналом передачи информации потомству о надлежащих и наиболее эффективных способах социальной адаптации и стратегиях толерантного поведения. Выше названные формы туризма позволяют одновременно и синхронно формировать полезный жизненный опыт у двух- трех и более поколений людей. Это позволяют сделать такие формы социально значимого туризма, как семейный, особенно, если он реализуется не только в формате традиционной нуклеарной семьи, но и с привлечением старшего поколения родителей (бабушек и дедушек). Развитие межпоколенческой формы социального туризма в формате «прародители и внуки», на наш взгляд, весьма перспективено в условиях современной России. И не только связано не только с наличием свободного времени у старшего поколения, его отсутствием у среднего и стремлением к интерактивному общению у младшего. Это подкреплено также экономическими факторами: развитием финансовой системы страны, совершенствованием форм деятельности пенсионных фондов и служб социальной защиты населения. Сегодня сложились все условия, чтобы социальная миссия туризма по консолидации общества активно развивалась.