Духовенство с самого начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 - воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747.
Лица духовного звания были лишены права владеть крепостными (до секуляризации это право осуществляли корпоративно монастыри, архиерейские дома и даже некоторые церкви), но за священниками перешедшими в духовенство из дворян, а также получившими ордена, это право признавалось. Духовенство могло владеть ненаселенными землями и домами. При владении домами для духовных лиц существовало одно ограничение: в этих домах нельзя было размещать трактирные и питейные заведения. Духовные лица не могли заниматься подрядами и поставками и выступать поручателями по ним. Вообще лицам духовного звания было запрещено заниматься «несвойственными им» торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их к торговому разряду (т.е. запись в гильдии и цехи). Это запрещение шло в том же ряду, как и запрещение духовенству посещать «игрища», играть в карты и т.п.2
Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.
Дети священно и церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для «излишних» детей духовенства периодически устраивались так называемые «разборы», при которых дети священно и церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты3.
Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно - церковно - служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.
Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении - добровольно или по разборам - в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.
Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака). Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.
Православное духовенство объединяет священнослужителей - членов церковной иерархии всех трех ее степеней: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Духовенство делится на белое (состоящее из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных) и черное (состоящее из лиц священного сана, принявших монашество и давших обет безбрачия)4.
Таблица 1. Православное духовенство
священный чин |
низшие служебные должности |
|||||
высший священный чин |
второй священный чин |
третий священный чин |
||||
Епископы |
Архиереи
|
Священники |
иерей |
Диакон |
протодиакон |
псаломщик |
Патриарх
|
протоиерей |
иеродиакон |
пономарь |
|||
Викарий
|
протопресвитер |
архидиакон |
иподиакон |
|||
иеромонах |
Рассмотрим белое духовенство, представители которого обязаны иметь семью для нормального существования, т.к. объектом нашего исследования является женщина духовного сословия.
Ранее было отмечено, что супруга церковно и священнослужителя была обременена хозяйственными заботами и воспитанием детей, а материальное благополучие обеспечивал супруг. В архивных материалах часто встречаются документы, из которых следует, что к 45-50 годам женщина вдовела, имея в семье до 8 детей разного возраста, которых нужно воспитать и дать образование, что требовало немалых финансовых затрат.
Например, вдова псаломщика-пономаря Николаевской церкви с.Крестица Тимского уезда Курской епархии Иоанна Тимофеева, Анна Николаевна 44 лет от роду должна была «поставить на ноги» пятерых детей от 9 до 16 лет5, как и вдова диакона Вознесенской церкви Путивльского округа Параскева Афанасьевна - от 7 до 14 лет6, и Александра Ивановна, вдова священника с.Шахова Корочанского уезда, не имеющая материальных средств для воспитания пятерых детей (от 5 до 13 лет)7, а Анастасия Николаевна, жена священника с.Истобного Курской епархии, овдовев в 44 года имела восьмерых детей от 9 до 23 лет8, как и вдова диакона Любовь Афанасьевна, имеющая 8 детей9 и т.д.
В таких случаях семейства умерших священников и церковнослужителей могли пользоваться пенсиями и единовременными пособиями, но не всегда закон был на их стороне.
Право на получение пенсий и единовременных пособий предоставлялось при увольнении от службы штатным священникам и псаломщикам, а после смерти их вдовам и детям, что регламентируется «Уставом о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства от 3 июня 1902г.»10. «Священники, подвергшиеся лишению сана, а также псаломщики, которые подвергнуться исключению из службы и духовного звания, теряют право на пенсии, как для себя, так и для семейства»11, о чем свидетельствует ст.14 «Устава».
В ст.5 «Устава» говорится, что вдовы и дети умерших священников и псаломщиков имеют право на пенсию, если мужья и отцы их:
- умерли на службе по приобретении права на пенсию с выслугою установленных сроков;
- находились в отставке и получали пенсию или имели право получать пенсию.
Правом на пенсии не пользовались по ст.6 «Устава»:
- достигшие 21 года;
- сыновья, вступившие в службу или общественные заведения на казенное содержание;
- дочери замужние или принятые в общественное заведение на казенное содержание.
Пожизненные пенсии могли быть назначены детям священников и псаломщиков, которые находились в бедности, получили увечия или одержимы неизлечимыми болезнями, что следует из ст.7 «Устава».
Что касается сроков выслуги пенсий, то они распределяются по ст.9 «Устава» следующим образом:
- от 20 до 30 лет выслуги получают1/3 оклада;
- от 30 до 35 лет - 2/3 оклада;
- за 35 и более лет выслуги - полный оклад
Выходящие за штат по неизлечимой болезни или состоянию здоровья, имеют право на следующие пенсии, что указано в ст.11 «Устава»:
- от 10 до 20 лет - 1/3 оклада;
- от 20 до 30 лет - 2/3 оклада;
- 30 лет - полный оклад.
Из ст.12 «Устава» следует, что священники и псаломщики, которые не могут существовать без посторонней помощи, т.е. по состоянию здоровья, не дееспособны, получают пенсии:
- от 5 до 10 лет выслуги - 1/3 оклада;
- от 10 до 20 лет - 2/3 оклада;
- 20 лет - полный оклад.
В ст.13 «Устава» фиксируется выслуга псаломщиков, начиная с 17-летнего возраста, а у священников в том случае, если они по всем правилам после учебного заведения были рукоположены в сан и определены в приход. Всякая служба - гражданская, военная, духовная засчитывается 1год за 1 год, что отражено в ст.14 «Указа».
Размеры пенсий священно и церковнослужителей зависели от занимаемой должности (благочинный, псаломщик, ключник, пономарь, и т.д.), духовного чина (дьякон, иерей, протоиерей и т.д.) и статуса духовного заведения (кафедральный собор, церковь в уезде, приписная церковь и.т.д.).
Ст.17 «Указа» предоставляет нам сведения о полном окладе духовенства12:
Таблица 2. Сведения о полном окладе духовенства
№ п/п |
должность |
духовный чин |
статус духовного заведения |
оклад (руб./год) |
1 |
настоятель |
протоиерей |
кафедральный собор |
500 |
2. |
ключарь (пономарь) |
|
кафедральный собор |
400 |
3. |
|
протоиерей |
кафедральный собор |
400 |
4. |
|
Священник* |
кафедральный собор |
300 |
5. |
иподиакон |
|
кафедральный собор |
200 |
6. |
|
протоиерей |
сельская или городская церкви |
300 |
7. |
|
протодиакон |
300 |
|
8. |
|
диакон |
сельская или городская церкви |
200 |
9. |
псаломщик |
диакон |
|
100 |
*Священник в должности члена консистории или благочинного не менее 10 лет беспрерывного служения получал к окладу еще 60 рублей в год, т.е. примерно 360 руб. в год.
Из ст.18 «Указа» ясно, что вдове умершего священника или псаломщика пенсия назначалась в размере 50% от пенсии мужа, т.е. вдова псаломщика могла получать около 150 рублей в год, а вдова псаломщика около 50 рублей в год.
В ст.21 «Устава» говориться о вдовах с детьми, имеющими право на пенсию 50%, а их дети по 1/3 части другой половины «на каждого сына или дочь», если осталось без отца три малолетних ребенка, то выплачивалась полная пенсия.
Если пенсия не превышала 30 рублей в год на все семейство, то добавлялось 30 рублей без уменьшения оклада.
Малолетние дети, оставшиеся без матери после смерти отца, получали по ¼ части от оклада каждый. Если их четверо - то полную пенсию13. Лица, желающие воспользоваться пенсией или единовременным пособием, подавали прошения епархиальному преосвященству14.
В ст.32 пятой главы «Устава» сказано, что вдовам и детям священников и псаломщиков пенсия назначалась со дня смерти мужа или отца, «если прошение о пенсии было подано в течение года с означенного дня; в противном случае - со дня подачи прошения». Для вдов и детей все России - срок подачи ограничивался двумя годами. Несовершеннолетние круглые сироты не лишались прав на получение пенсии, если они по достижении 16-летнего возраста не пропустили установленных в ст.32 сроков. Сиротам, отец которых вступил в монашество, пенсия назначалась со дня постижения.
Несовершеннолетние и неизлечимо больные совершеннолетние дети духовенства тоже могли претендовать на материальную помощь в виде пенсии.
В подтверждение этому можно рассмотреть «список сведений о детях священника Александра Истомина Курской епархии о назначении пенсии»15, где сказано, что назначается пенсия «вдовым детям умершего священника Благовещенской церкви г.Старый Оскол Курской епархии Александра Истомина - совершеннолетней неизлечимо больной дочери Евпраксии, 35 лет и несовершеннолетним детям Георгию, 20 лет и Михаилу, 18 лет.
Размер пенсии определяется выслугой отца-священника, составляющей 42 года в 225 рублей в год. Георгию и Михаилу Истоминым пенсия выплачивается с 16.12.1908г., дня смерти отца, а Евпраксии Истоминой - с 31.01.1909г. - дня подачи прошения о назначении пенсии16. Порядок назначения пенсии устанавливается статьями 28, 32 Указа.
Пенсии распределялись неравнозначно, не учитывалась численность семейства, например на четверых несовершеннолетних детей, как было рассмотрено выше, выделяется полная пенсия, и на пятерых17 и более - та же сумма.
Малоимущие семьи священников и псаломщиков, главы которых умерли до выслуги установленных пенсионных сроков, имели право на получение единовременного пособия. Если срок выслуги менее 10 лет, то семья получает полугодовой оклад, если более 10 лет - годовой. Если же пенсия предоставляется по другому ведомству, то пособие не выплачивается. В случае, когда вдове выделяется единовременное пособие, дети после ее смерти не могут воспользоваться этим правом еще раз.
Таким образом, благополучие вдов с детьми священно и церковнослужителей зависело от состояния здоровья отца, что давало возможность исправно и в соответствии с временными нормами выработки нести службу, в противном же случае - святое семейство оставалось без средств к существованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Орлова В.Д. Семьи духовенства во второй половине XIXв. Распределение мужских и женских обязанностей в повседневной жизни//От мужских и женских к гендерным исследованиям /Материалы международной конференции. Тамбов, 2001. С.112.
- http://tcheltsov.narod.ru/orthodox.htm
- Там же.
- Состав русского духовенства /http: //russzastava.narod.ru /veraduhovenst.html
- ГАКО. Ф.25.Оп.1.Д.22. Л.10.
- Там же. Л.87.
- Там же. Л.91.
- Там же. Л.73.
- Там же. Л.97.
- Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства от 3 июня 1902г./Справочная книга о церквях, приходах и причтах Курской епархии за 1908г. В 3-х ч. Ч. III. Курск: Электрическая Тип-Литография. П.З. Либерман, 1909.
- Там же.
- Там же. Ст.17.
- Примечание: Также пенсия распределялась после смерти матери. Если отец поступил в монахи.
- Прошения о назначении пенсий или пособий малолетним сиротам подавались их опекунами или местными благочинными.
- ГАКО.Ф.20. Оп.2. Д.471. Л.19об.-20.
- Там же.
- ГАКО. Ф.25.Оп.1.Д.22.Л.1.