Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

LEGAL REGULATION OF A LIFE OF WIDOWS OF PRIESTS IN SECOND HALF XIX - THE BEGINNING XX CENTURIES (ON AN EXAMPLE OF KURSK PROVINCE)

Kolesnikova V.L.
Frequently wives it is sacred also clergymen by 40 years there were without the spouse with 6-8 children on hands, half from which juvenile, and the some people bearers of incurable illness. The rights to the inheritance and a various sort material aid were strictly regulated by Synod management. Families received full pensions after death of the parent if the period of service made not less than 30 years. Needy families of priests had the right to reception of a lump sum. If term of a period of service of the father of family was less than 10 years. Well-being of widows with children is sacred also clergymen depend on a state of health of the father that enabled regularly and according to temporary performance standards to carry service, in an opposite case - the sacred family remains without means of subsistence.
Касательно прав собственности на дом и сад, то они в равной степени могли принадлежать как жене, так и мужу. Дочери лиц духовного звания, не имевшие родных братьев получали в качестве приданного отцовский дом, постройки и сад. Землю формально духовные лица не наследовали, так как она считалась церковной. В городах нередко новый дом или флигель оформлялся на жену или вдову священника или дьякона1.

Духовенство с самого начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 - воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747.

Лица духовного звания были лишены права владеть крепостными (до секуляризации это право осуществляли корпоративно монастыри, архиерейские дома и даже некоторые церкви), но за священниками перешедшими в духовенство из дворян, а также получившими ордена, это право признавалось. Духовенство могло владеть ненаселенными землями и домами. При владении домами для духовных лиц существовало одно ограничение: в этих домах нельзя было размещать трактирные и питейные заведения. Духовные лица не могли заниматься подрядами и поставками и выступать поручателями по ним. Вообще лицам духовного звания было запрещено заниматься «несвойственными им» торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их к торговому разряду (т.е. запись в гильдии и цехи). Это запрещение шло в том же ряду, как и запрещение духовенству посещать «игрища», играть в карты и т.п.2

Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.

Дети священно и церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для «излишних» детей духовенства периодически устраивались так называемые «разборы», при которых дети священно и церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты3.

Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно - церковно - служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.

Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении - добровольно или по разборам - в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.

Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака). Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.

Православное духовенство объединяет священнослужителей - членов церковной иерархии всех трех ее степеней: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Духовенство делится на белое (состоящее из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных) и черное (состоящее из лиц священного сана, принявших монашество и давших обет безбрачия)4.

Таблица 1. Православное духовенство

священный чин

низшие служебные должности

высший священный чин

второй

священный чин

третий священный чин

Епископы

Архиереи

 

Священники

иерей

Диакон

протодиакон

псаломщик

Патриарх

 

протоиерей

иеродиакон

пономарь

Викарий

 

протопресвитер

архидиакон

иподиакон

иеромонах

Рассмотрим белое духовенство, представители которого обязаны иметь семью для нормального существования, т.к. объектом нашего исследования является женщина духовного сословия.

Ранее было отмечено, что супруга церковно и священнослужителя была обременена хозяйственными заботами и воспитанием детей, а материальное благополучие обеспечивал супруг. В архивных материалах часто встречаются документы, из которых следует, что к 45-50 годам женщина вдовела, имея в семье до 8 детей разного возраста, которых нужно воспитать и дать образование, что требовало немалых финансовых затрат.

Например, вдова псаломщика-пономаря Николаевской церкви с.Крестица Тимского уезда Курской епархии Иоанна Тимофеева, Анна Николаевна 44 лет от роду должна была «поставить на ноги» пятерых детей от 9 до 16 лет5, как и вдова диакона Вознесенской церкви Путивльского округа Параскева Афанасьевна - от 7 до 14 лет6, и Александра Ивановна, вдова священника с.Шахова Корочанского уезда, не имеющая материальных средств для воспитания пятерых детей (от 5 до 13 лет)7, а Анастасия Николаевна, жена священника с.Истобного Курской епархии, овдовев в 44 года имела восьмерых детей от 9 до 23 лет8, как и вдова диакона Любовь Афанасьевна, имеющая 8 детей9 и т.д.

В таких случаях семейства умерших священников и церковнослужителей могли пользоваться пенсиями и единовременными пособиями, но не всегда закон был на их стороне.

Право на получение пенсий и единовременных пособий предоставлялось при увольнении от службы штатным священникам и псаломщикам, а после смерти их вдовам и детям, что регламентируется «Уставом о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства от 3 июня 1902г.»10. «Священники, подвергшиеся лишению сана, а также псаломщики, которые подвергнуться исключению из службы и духовного звания, теряют право на пенсии, как для себя, так и для семейства»11, о чем свидетельствует ст.14 «Устава».

В ст.5 «Устава» говорится, что вдовы и дети умерших священников и псаломщиков имеют право на пенсию, если мужья и отцы их:

  1. умерли на службе по приобретении права на пенсию с выслугою установленных сроков;
  2. находились в отставке и получали пенсию или имели право получать пенсию.

Правом на пенсии не пользовались по ст.6 «Устава»:

  1. достигшие 21 года;
  2. сыновья, вступившие в службу или общественные заведения на казенное содержание;
  3. дочери замужние или принятые в общественное заведение на казенное содержание.

Пожизненные пенсии могли быть назначены детям священников и псаломщиков, которые находились в бедности, получили увечия или одержимы неизлечимыми болезнями, что следует из ст.7 «Устава».

Что касается сроков выслуги пенсий, то они распределяются по ст.9 «Устава» следующим образом:

  1. от 20 до 30 лет выслуги получают1/3 оклада;
  2. от 30 до 35 лет - 2/3 оклада;
  3. за 35 и более лет выслуги - полный оклад

Выходящие за штат по неизлечимой болезни или состоянию здоровья, имеют право на следующие пенсии, что указано в ст.11 «Устава»:

  1. от 10 до 20 лет - 1/3 оклада;
  2. от 20 до 30 лет - 2/3 оклада;
  3. 30 лет - полный оклад.

Из ст.12 «Устава» следует, что священники и псаломщики, которые не могут существовать без посторонней помощи, т.е. по состоянию здоровья, не дееспособны, получают пенсии:

  1. от 5 до 10 лет выслуги - 1/3 оклада;
  2. от 10 до 20 лет - 2/3 оклада;
  3. 20 лет - полный оклад.

В ст.13 «Устава» фиксируется выслуга псаломщиков, начиная с 17-летнего возраста, а у священников в том случае, если они по всем правилам после учебного заведения были рукоположены в сан и определены в приход. Всякая служба - гражданская, военная, духовная засчитывается 1год за 1 год, что отражено в ст.14 «Указа».

Размеры пенсий священно и церковнослужителей зависели от занимаемой должности (благочинный, псаломщик, ключник, пономарь, и т.д.), духовного чина (дьякон, иерей, протоиерей и т.д.) и статуса духовного заведения (кафедральный собор, церковь в уезде, приписная церковь и.т.д.).

Ст.17 «Указа» предоставляет нам сведения о полном окладе духовенства12:

Таблица 2. Сведения о полном окладе духовенства

№ п/п

должность

духовный чин

статус духовного заведения

оклад (руб./год)

1

настоятель

протоиерей

кафедральный собор

500

2.

ключарь (пономарь)

 

кафедральный собор

400

3.

 

протоиерей

кафедральный собор

400

4.

 

Священник*

кафедральный собор

300

5.

иподиакон

 

кафедральный собор

200

6.

 

протоиерей

сельская или городская церкви

300

7.

 

протодиакон

300

8.

 

диакон

сельская или городская церкви

200

9.

псаломщик

диакон

 

100

*Священник в должности члена консистории или благочинного не менее 10 лет беспрерывного служения получал к окладу еще 60 рублей в год, т.е. примерно 360 руб. в год.

Из ст.18 «Указа» ясно, что вдове умершего священника или псаломщика пенсия назначалась в размере 50% от пенсии мужа, т.е. вдова псаломщика могла получать около 150 рублей в год, а вдова псаломщика около 50 рублей в год.

В ст.21 «Устава» говориться о вдовах с детьми, имеющими право на пенсию 50%, а их дети по 1/3 части другой половины «на каждого сына или дочь», если осталось без отца три малолетних ребенка, то выплачивалась полная пенсия.

Если пенсия не превышала 30 рублей в год на все семейство, то добавлялось 30 рублей без уменьшения оклада.

Малолетние дети, оставшиеся без матери после смерти отца, получали по ¼ части от оклада каждый. Если их четверо - то полную пенсию13. Лица, желающие воспользоваться пенсией или единовременным пособием, подавали прошения епархиальному преосвященству14.

В ст.32 пятой главы «Устава» сказано, что вдовам и детям священников и псаломщиков пенсия назначалась со дня смерти мужа или отца, «если прошение о пенсии было подано в течение года с означенного дня; в противном случае - со дня подачи прошения». Для вдов и детей все России - срок подачи ограничивался двумя годами. Несовершеннолетние круглые сироты не лишались прав на получение пенсии, если они по достижении 16-летнего возраста не пропустили установленных в ст.32 сроков. Сиротам, отец которых вступил в монашество, пенсия назначалась со дня постижения.

Несовершеннолетние и неизлечимо больные совершеннолетние дети духовенства тоже могли претендовать на материальную помощь в виде пенсии.

В подтверждение этому можно рассмотреть «список сведений о детях священника Александра Истомина Курской епархии о назначении пенсии»15, где сказано, что назначается пенсия «вдовым детям умершего священника Благовещенской церкви г.Старый Оскол Курской епархии Александра Истомина - совершеннолетней неизлечимо больной дочери Евпраксии, 35 лет и несовершеннолетним детям Георгию, 20 лет и Михаилу, 18 лет.

Размер пенсии определяется выслугой отца-священника, составляющей 42 года в 225 рублей в год. Георгию и Михаилу Истоминым пенсия выплачивается с 16.12.1908г., дня смерти отца, а Евпраксии Истоминой - с 31.01.1909г. - дня подачи прошения о назначении пенсии16. Порядок назначения пенсии устанавливается статьями 28, 32 Указа.

Пенсии распределялись неравнозначно, не учитывалась численность семейства, например на четверых несовершеннолетних детей, как было рассмотрено выше, выделяется полная пенсия, и на пятерых17 и более - та же сумма.

Малоимущие семьи священников и псаломщиков, главы которых умерли до выслуги установленных пенсионных сроков, имели право на получение единовременного пособия. Если срок выслуги менее 10 лет, то семья получает полугодовой оклад, если более 10 лет - годовой. Если же пенсия предоставляется по другому ведомству, то пособие не выплачивается. В случае, когда вдове выделяется единовременное пособие, дети после ее смерти не могут воспользоваться этим правом еще раз.

Таким образом, благополучие вдов с детьми священно и церковнослужителей зависело от состояния здоровья отца, что давало возможность исправно и в соответствии с временными нормами выработки нести службу, в противном же случае - святое семейство оставалось без средств к существованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Орлова В.Д. Семьи духовенства во второй половине XIXв. Распределение мужских и женских обязанностей в повседневной жизни//От мужских и женских к гендерным исследованиям /Материалы международной конференции. Тамбов, 2001. С.112.
  2. http://tcheltsov.narod.ru/orthodox.htm
  3. Там же.
  4. Состав русского духовенства /http: //russzastava.narod.ru /veraduhovenst.html
  5. ГАКО. Ф.25.Оп.1.Д.22. Л.10.
  6. Там же. Л.87.
  7. Там же. Л.91.
  8. Там же. Л.73.
  9. Там же. Л.97.
  10. Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства от 3 июня 1902г./Справочная книга о церквях, приходах и причтах Курской епархии за 1908г. В 3-х ч. Ч. III. Курск: Электрическая Тип-Литография. П.З. Либерман, 1909.
  11. Там же.
  12. Там же. Ст.17.
  13. Примечание: Также пенсия распределялась после смерти матери. Если отец поступил в монахи.
  14. Прошения о назначении пенсий или пособий малолетним сиротам подавались их опекунами или местными благочинными.
  15. ГАКО.Ф.20. Оп.2. Д.471. Л.19об.-20.
  16. Там же.
  17. ГАКО. Ф.25.Оп.1.Д.22.Л.1.