Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Ставропольский край на экономической карте России всегда был и остается аграрным регионом, продовольственным донором и богатейшей житницей страны. Он располагает весовыми потенциальными возможностям для обеспечения потребности страны в зерне, увеличения его поставок на внутренний и внешний рынки. На его долю приходится около 10,6% общероссийского объема зерновых, из этого количества более 18% продовольственного зерна.

В связи с тем, что данный регион характеризуется неоднородными климатическими условиями, существенно влияющими на конечный результат сельскохозяйственного производства, территория края подразделена на четыре природно-экономические зоны.

Зерновые культуры возделывают во всех четырех зонах края. Наибольшие посевные площади под зерновыми сосредоточены во 2 экономической зоне - свыше 34,6%, самая высокая урожайность характерна для 2 и 3 зон (табл. 1)

Таблица 1. Размещение производства зерна в Ставропольском крае.

 

Посевная площадь, тыс. га

Доля в общей посевной площади, %

Валовой сбор, тыс. т

Доля в валовом производстве, %

1996

-2000

2001

-2005

1996

-2000

2001

-2005

1996

-2000

2001

-2005

1996

-2000

2001-2005

Край в целом

2790,6

2466,2

100

100

3327,6

6307,9

100

100

в том числе по зонам:

I

 

 

641,8

 

 

591,8

 

 

23

 

 

24,0

 

 

725,4

 

 

1387,7

 

 

21,8

 

 

22

II

993,4

853,3

35,6

34,6

1274,5

2403,3

38,3

38,1

III

806,5

727,5

28,9

29,5

988,3

1936,5

29,7

30,7

IV

348,8

293,5

12,5

11,9

339,4

580,3

10,2

9,2

Урожайность и валовой сбор зерновых культур не отличаются стабильностью. Высокие урожаи зерна приходятся, в основном, на годы с относительно благоприятными погодными условиями.

Начиная с 2000 года в крае отмечается последовательный рост объемов применения минеральных удобрений. Их использование в сравнении с 1997 годом возросло в два раза. В 2005 году в край поступило, и было внесено 186,4 тыс. тонн минеральных удобрений в физическом весе. Значительно увеличились защитные мероприятия на посевах сельхозкультур, применение микроудобрений и микроэлементов, содержащих регулятор роста, эффективных научно-обоснованных технологических приемов возделывания сельскохозяйственных культур.

Существенное увеличение объемов использования средств химизации стало возможным благодаря механизму бюджетного субсидирования при их приобретении сельхозтоваропроизводителями. На эти цели в край из федерального центра в последние два года поступило свыше 213 млн. рублей, сумма компенсации за девятилетний период возросла с 13,7 млн. до 218 млн. рублей. Объем соответствующей региональной поддержки также многократно возрос. Целевые расходы бюджета края в 2005 году составили 79,6 млн. рублей.

Важное место в формировании качественных показателей урожая сельскохозяйственных культур отводится своевременному и организованному проведению защитных мероприятий против особо опасных вредителей. Для этих целей с привлечением средств бюджета края ежегодно приобретаются инсектициды, кроме того, различные химические препараты поступают в край из резерва Минсельхоза России.

В крае за последние десять лет произошло старение и сокращение состава машинно-тракторного парка, увеличилась нагрузка на единицу техники, сложнее стало выполнять агротехнические мероприятия в оптимальные сроки. В выполнении механизированных полевых работ в настоящее время участвуют 18022 трактора различных марок, в том числе 2462 энергонасыщенных; 4525 зерноуборочных комбайнов, из них 2973 - «ДОН-1500»; 927 кормоуборочных комбайнов, в том числе 439 самоходных; 133 свеклоуборочных комбайна; 8784 грузовых автомобиля; 6463 плуга; 10050 сеялок; 10291 культиватор и другие сельскохозяйственные машины.

В последние годы практически полностью перепрофилированы на выпуск новых почвообрабатывающих и посевных агрегатов ремонтные заводы ОАО «Ставропольремсельмаш». Причем, все машины, а их модельный ряд составляет более 40 единиц, адаптированы к местным почвенно-климатическим условиям, соответствуют современным технико-технологическим требованиям. Кроме того, специалисты многих хозяйств самостоятельно осваивают новые технологии восстановления и изготовления необходимых запасных частей, увеличивают их номенклатуру. В отдельных организациях перечень восстанавливаемых и изготавливаемых деталей достигает 100 наименований.

В целях решения проблемы восстановления, обновления и поддержания в рабочем состоянии машинно-тракторного парка при финансовой поддержке бюджетов всех уровней в течение ряда лет в крае осуществляются мероприятия по обеспечению АПК сельскохозяйственной техникой на условиях финансового лизинга, а также субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам. При этом основной и самой доступной формой приобретения сельскохозяйственной техники является финансовый лизинг. За период с 2000 года из бюджета края на обеспечение субъектов АПК машиностроительной продукцией на условиях финансовой аренды (лизинга) было выделено 428,3 млн. рублей.

Общий объем инвестиционных кредитов, привлеченных в АПК в период с 2002-го по 2005 год, составил 2,8 млрд. рублей, при этом сумма субсидий из федерального и краевого бюджетов достигла 251,8 млн. рублей. При государственной поддержке за девять последних лет в крае закуплено 9,9 тыс. единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 824 комбайна и 1701 трактор. Вместе с тем, темпы обновления машинно-тракторного парка недостаточны и по-прежнему ниже темпов выбытия техники.

Поскольку Ставрополье является зоной рискованного земледелия, правительство Ставропольского края одним из приоритетных направлений своей деятельности обозначило государственную поддержку развития системы страхования урожая сельскохозяйственных культур в крае. На субсидирование части страховых взносов по договорам страхования в 2005 году было направлено 25,9 млн. рублей, что вдвое больше, чем в 2002-м. Из федерального бюджета на эти цели поступило 81,5 млн. рублей. Как результат - договоры страхования в крае заключила 151 организация, площадь застрахованных посевов возросла до 545 тыс. гектаров. Из 13 субъектов Южного федерального округа Ставропольский край имеет самые большие после Волгоградской области объемы страхования урожая.

В Ставропольском крае разработана программа «Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Ставропольского края на 2006-2008 годы». Цель программы - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения на основе мониторинга их плодородия, комплекса агротехнических, агрохимических, мелиоративных, противоэрозионных, организационно-хозяйственных и экономических мероприятий, учитывающих реальное положение дел в сельскохозяйственном производстве и конкретные природно-экономические условия.

Северо-Кавказский регион, в том числе Ставропольский край, является самообеспечивающим себя зерном. За 1998-2005 гг. производство зерна в расчете на одного жителя края увеличилось с 700 до 2500 кг. Это самый высокий показатель не только в стране, но и в мире.

Таблица 2. Каналы реализации зерна в Ставропольском крае (2001-2005 гг.)

Зоны

Реализовано всего

в том числе по каналам реализации

для государственных нужд

перерабатывающие предприятия, организация, оптовой торговли

населению через системы общественного питания

по бартерным сделкам

тыс. т

млн. руб.

тыс. т

млн. руб.

тыс. т

млн. руб.

тыс. т

млн. руб.

тыс. т

млн. руб.

Всего по краю

 

4764,4

 

10421

 

67,4

 

163,7

 

3514,2

 

8150,1

 

756,5

 

1173

 

426,3

 

934,2

В том числе по зонам:

первой

 

 

7925,2

 

 

1535,3

 

 

48,2

 

 

103,1

 

 

444,9

 

 

929,1

 

 

171,5

 

 

241,4

 

 

127,9

 

 

261,7

второй

1894,5

4072,4

45,0

94

1365,5

1329,5

23,9

532

177,1

401,5

третьей

1643,5

3815,6

147,1

57,2

1357,2

3277,8

191,0

308,8

76,9

177,8

четвертой

433,5

997,9

-

-

346,2

813,9

46,6

90,8

40,7

93,2

Таблица 3. Эффективность производства зерна в сельскохозяйственных предприятиях Ставропольского края.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Урожайность, ц/га

21,7

28,3

30,9

20,9

28,8

35,1

Валовой сбор, тыс. т

3676,3

4773,5

6122,3

3746,3

6546

6850

Затраты труда, чел.-ч/ц

0,98

0,8

0,71

0,91

0,66

0,53

Себестоимость, руб./ц

74

85

90

168

170

180

Полная себестоимость 1 ц, руб.

88

98

107

180

189

193

Цена реализации, руб./ц

171,2

179

149

248,7

253,7

255,0

Прибыль (убыток) в расчете на 1 ц, руб.

83,2

164

42

68,7

64,7

62

Уровень рентабельности (убыточности), %

50,4

91,6

28,2

27,6

25,5

24,3

Трудности с удовлетворением спроса на зерно возникают лишь в неурожайные годы, когда дефицит восполняется за счет запасов, созданных в более благоприятные по погодными условиям годы. Например, в 1998 г. запасы на конец года составили всего лишь 280,9 тыс. т. В ближайшей и даже в более отдаленной перспективе не приходится ожидать стабильного производства зерна, поэтому для повышения надежности обеспечения региона данной продукцией необходимо ежегодное формирование регионального резервного фонда.

Наибольшие объемы товарного зерна сосредоточены в хозяйствах II и III зон: в них продается его соответственно 40 и 35%. Преобладающим каналом реализации является продажа перерабатывающим предприятиям и на рынке (табл. 2).

В регионе выращиванием зерновых культур занимаются помимо сельскохозяйственных предприятий еще и крестьянские (фермерские) хозяйства, личные хозяйства населения.

Производство зерна в агропредприятиях в 2005 г. оказалось менее прибыльным, чем в динамике за пять лет. Самая высокая рентабельность в 2005 году была достигнута в Кочубеевском, Красногвардейском, Новоалександровском районах, прибыль, полученная с 1 га зерновых в этих районах превысила 1630 руб. В 2005 году показатели рентабельности производства зерна были снижены. Снижение эффективности производства зерна объясняется многими причинами: продолжающиеся инфляция и усиление диспаритета цен, трудности с реализацией продукции, монополизм предприятий третьей сферы АПК, ограниченность государственной поддержки отрасли.

Увеличение экономической эффективности зернового подкомплекса возможны лишь в случае решения ряда межотраслевых проблем: оптимизация посевных площадей зернового клина; переход к минимальной обработке почвы, что позволяет снизить себестоимость 1 ц зерна озимой пшеницы на 17,1%. Увеличение производства зерна немыслимо и  без укрепления материально-технической базы.

К важным условиям повышения эффективности производства зерна является совершенствование системы сбыта продукции. Здесь главным инструментом могут стать закупки зерна в региональный продовольственный фонд, что позволит оздоровить ситуацию на зерновом рынке, избежать реальной угрозы его дефицитности, будет способствовать улучшению самообеспечения края зерном, более эффективному использованию зерновых ресурсов.

Необходимо существенно расширить функции предприятий системы хранения зерна. Для обеспечения востребованности зернохранилищ можно использовать несколько путей: проводить государственные  залоговые  операции; компенсировать товаропроизводителям часть затрат на хранение зерна; оснастить хозяйства лабораторным оборудованием для экспресс-оценки качества продукции перед сдачей ее на элеваторы.

Развитию системы сбыта будут способствовать прямые долговременные соглашения между администрациями края и зернопотребляющих регионов по поставке зерна на взаимовыгодных условиях.

Таким образом, производители  зерна должны иметь гарантии устойчивого получения прибыли, достаточной для осуществления воспроизводственного процесса. Достичь это можно благодаря снижению себестоимости производства, поддержанием уровня рыночной цены на зерно. Реализации такого пути будет способствовать создание разного рода горизонтальных и вертикальных объединений, представляющих собой оптимальную структура производства, переработки и сбыта продукции, обеспечивающую рентабельное производство во всех сферах зернопродуктового подкомлекса.

С учетом перечисленных межотраслевых проблем можно констатировать, что условия для оживления и наращивания производство зерна, последующего  перехода  зернового  подкомплекса  в режим устойчивого развития могут быть созданы лишь при активной поддержке государства.

Государственная зерновая политика должна быть законодательно закреплена, носить последовательный характер, обеспечивать выполнения предусмотренных мер и являться гарантом надежной работы на всех участках агропромышленного комплекса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агропромышленный комплекс Ставрополья 2000-2005. - Ставрополь: краевой комитет государственной статистики, 2006. - 184 с.
  2. Удовыдченко В.И., Удовыдченко А.В. Экономические аспекты повышения устойчивости производства зерна в засушливых регионах. - Ставрополь, 2004. - 200 с.