Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В процессе хозяйственного использования часть природного блага превращается в полезный продукт, часть - в отходы. Для нейтрализации этих отходов нужны экономические средства, которые обычно ищут вне рамок круговорота «природные ресурсы - полезный продукт - отходы». Но, считая, что в экономической системе присутствует диктат природы, то этим источником оказывается природная рента. Ее прямым назначением должно стать финансирование мероприятий по снижению и компенсации негативного воздействия на окружающую среду и затрат на восстановление самого природного ресурса. Присвоение природной ренты собственником (пользователем) ресурса в самом начале его пребывания в экономической системе, по сути, есть присвоение средств на обслуживание этого пребывания. В реальности происходит следующее. Средства на предотвращение таких нарушений ищут на предприятиях, перерабатывающих природное сырье, и не находят, поскольку они остались в руках собственника (пользователя) природных ресурсов. Если названные предприятия заставить оплачивать ущерб, то они станут банкротами. В итоге мы имеем на одном конце - баснословные доходы в виде присваиваемой природной ренты, на другом - непомерные экологические издержки. По расчетам специалистов, в современной России платежи за загрязнение окружающей среды в 20-100 раз ниже наносимого фактического экономического ущерба.

Задача состоит в том, чтобы направить природную ренту по назначению, например, в природный амортизационный фонд. Нужен также механизм распределения его средств между всеми участниками природоохранной деятельности и реципиентами экологических нарушений (т.е. теми, кому данные нарушения наносят экономический ущерб). К ним относят: население, предприятия, проводящие очистные мероприятия за счет собственных средств и включающие эти затраты в себестоимость продукции, природоохранные органы, осуществляющие свою деятельность за счет государственного бюджета.

В настоящее время рентные доходы распределяются следующим образом: одна часть в виде налогов направляется в государственный бюджет, другая остается в добывающих компаниях. Причем незначительная доля средств, попавших в бюджет, расходуется на цели охраны окружающей среды и восстановления природно-ресурсного потенциала (0,1% общих расходов федерального бюджета в 2006-2007гг.), остаток налогов с ренты в лучшем случае направляется на социальные цели. Как следствие разрушается среда обитания и истощаются природные ресурсы. Последствия общего для экономической системы противоречия между текущими интересами и долгосрочными целями обострились настолько, что угрожают самому выживанию человека. Принятие же экологической версии о предназначении природной ренты, кроме того, что нацелит общество на более гармоничное отношение с природой, решит задачу установления равновесия в самой экономической системе.